Положение о школьной библиотеке МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»)

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
(протокол от 26.06.2024 г. № 9)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
от 26.06.2024 г. № 145

ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной библиотеке
МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя
Советского Союза Ф.И. Сенченко» (далее – Положение) разработано в соответствии:
 с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации" (с изменениями и дополнениями),
 ФЗ от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» с изменениями от 14 апреля 2023 года,
с учѐтом Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» с изменениями от 14 февраля 2024 года, а также Устава МБОУ
«Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» (далее – ОУ) и других
нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность
общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение обозначает основные принципы, задачи и функции библиотеки в
образовательном учреждении, определяет организацию деятельности, управление, порядок
пользования школьной библиотекой, а также регламентирует права и обязанности пользователей и
работников библиотеки общеобразовательной организации.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и базисные функции библиотеки ОУ,
которая способствует формированию культуры личности учащихся школы и позволяет повысить
эффективность информационного обслуживания учебно-воспитательной деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом ОУ и определяет
уровень требований к библиотеке.
1.5. Школьная библиотека является структурным подразделением образовательной
организации, участвующим в учебно-воспитательной деятельности в целях обеспечения права
участников образовательной деятельности на бесплатное пользование библиотечноинформационными ресурсами.
1.6. Деятельность библиотеки ОУ организуется и осуществляется в соответствии с
российскими культурными и образовательными традициями, а также со сложившимся в обществе
идеологическим и политическим многообразием. Образовательная и просветительная функции
библиотеки базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры.

1.7. Согласно ст. 35 п.1 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.12г. «Об образовании в
Российской Федерации» школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей, обучающихся,
учителей и других работников общеобразовательной организации. Удовлетворяет также запросы
родителей на литературу по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности обучающихся
на основе усвоения Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС),
содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы
для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к
окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни.
1.9. Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением о школьной
библиотеке, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и
исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями соответствующего органа
управления образованием и Уставом ОУ.

2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах демократии,
гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности,
свободного развития личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных
частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии
экстремистской деятельности» (с изменениями от 14 февраля 2024 года).
2.3. Не допускается наличия экстремистских материалов, призывающих к осуществлению
экстремистской деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость
осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал социалистической рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикаций,
обосновывающих или оправдывающих национальное и (или) расовое превосходство либо
оправдывающих практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное
или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или
религиозной группы.
2.4. Кроме того, к таким материалам, в соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114ФЗ относятся:
 официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
 материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с международноправовыми актами за преступления против мира и человечества и содержащие признаки,
предусмотренные частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона;
 любые иные, в том числе анонимные, материалы, содержащие признаки, предусмотренные
частью первой статьи 1 настоящего Федерального закона.
2.5. В помещении библиотеки размещается Федеральный список экстремистской
литературы, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации.
2.6. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации,
перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками определяются в Правилах
пользования библиотекой.
2.7. Общеобразовательная организация несет ответственность за доступность и качество
библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
2.8. Организация обслуживания участников образовательной деятельности производится в
соответствии с правилами охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиеническими
требованиями и нормами.

3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение учебно-воспитательной деятельности и самообразования учащихся и
педагогов общеобразовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся, педагогам,
родителям (законным представителям) учащихся — доступа к информации, знаниям, идеям,
культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на
различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (DVD
-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя:
обучение пользованию книгой.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации
обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску,
отбору и критической оценке информации.
3.6. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационной деятельности,
формирование комфортной библиотечной среды.
3.7. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время получения
образования учебников и учебных пособий из библиотечного фонда.

4. Основные функции школьной библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательную, информационную,
культурную.
4.2. Формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов ОУ:
 комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных
носителях информации, учитывая Федеральный список экстремистской литературы,
запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;
 пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других
учреждений и организаций;
 осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
 организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный,
систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки),
электронный каталог, базы данных по профилю ОУ;
 разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и
т.п.);
 обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
обучающихся:
 обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
 предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их
интересов и информационных потребностей;
 создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой
деятельности с опорой на коммуникацию;
 способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых олимпиадах,
телекоммуникационных проектах в системе дистанционного обучения);

 организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
 оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
 организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и читательской
культуры личности, содействует развитию критического мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
педагогических работников:
 выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
 создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы ОУ,
осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
 способствует проведению занятий по формированию информационной культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание
родителей (иных законных представителей) обучающихся:
 удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
 консультирует по вопросам учебных изданий учащихся ОУ.
4.7. Осуществляет введение необходимой документации по учету библиотечного фонда и
обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных, групповых и
массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг,
читательских конференций, литературных вечеров, викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные
условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его удовлетворения) с
целью формирования оптимального состава библиотечного фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в работе
совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном помещении.
4.14. Организует работу по сохранности библиотечного фонда ОУ.

5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с Федеральными государственными образовательными
стандартами, учебным и воспитательным планами школы, программами, проектами и планом
работы школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения нормативов и (или)
абсолютных размеров финансирования из бюджета.
5.3. ОУ создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества
школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда
библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями
учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности
библиотеки несет директор школы в соответствии с Уставом ОУ.
5.5. Режим работы библиотеки определяется педагогом – библиотекарем в соответствии с
правилами внутреннего распорядка ОУ.

5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение:
 двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной работы;
 одного раза в месяц – санитарного дня, в который обслуживание пользователей не
производится;
 не менее одного раза в месяц — методического дня.

6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью осуществляет
директор школы, который утверждает нормы и технологические документы, планы и отчеты о
работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки, в
первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда, а так же за создание комфортной
информационной среды для читателей.
6.2. Руководство библиотекой осуществляет педагог-библиотекарь, который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы, обучающимися, их
родителями (иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности
библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором и Уставом ОУ.
6.3. Педагог-библиотекарь назначается директором ОУ, является членом педагогического
коллектива и входит в состав педагогического совета школы.
6.4. Педагог-библиотекарь отвечает за организацию работы библиотеки и результаты ее
деятельности, составляет годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на
Педагогическом совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки является
частью общего годового плана общеобразовательной организации.
6.5. На работу в библиотеку школы принимаются лица, имеющие необходимую
профессиональную
подготовку,
соответствующую
требованиям
квалификационной
характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об
образовании и (или) квалификации.
6.6. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием
работы общеобразовательной организации. Два часа рабочего дня выделяется на выполнение
внутри библиотечной работы. Один раз в месяц в библиотеке проводится санитарный день.
6.7. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к
должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными
правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
6.8. Трудовые отношения работников библиотеки и ОУ регулируются трудовым договором,
условия которого не должны противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.
6.9. Педагог-библиотекарь подлежит аттестации в соответствии с порядком,
установленным Правительством Российской Федерации, должен удовлетворять требованиям
соответствующих квалификационных характеристик, Устава и Положения.
6.10. Библиотечный работник должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и
требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки и в
общеобразовательной организации.

7. Права, обязанности и ответственность педагога-библиотекаря
7.1. Педагог-библиотекарь имеет право:
 самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного
обслуживания образовательной и воспитательной деятельности в соответствии с целями и
задачами, указанными в настоящем Положении и Уставе ОУ;
 проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
 определять источники комплектования информационных ресурсов;

 изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
 определять в соответствии с правилами пользования библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом виды и размеры компенсации
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
 взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию ущерба,
нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних пользователей ответственность
несут законные представители;
 на компенсационные мероприятия, связанные с вредными условиями труда (библиотечная
пыль, превышение норматива работы на компьютере);
 участвовать в управлении общеобразовательной организацией в порядке, определяемом
Уставом;
 на аттестацию согласно порядку, изложенному в соответствующих нормативных актах
Правительства РФ;
 быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия,
предусмотренным для работников образования и культуры;
 участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе
библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Педагог-библиотекарь обязан:
 обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
 информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
 формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных
изданий, образовательными программами ОУ, интересами, потребностями и запросами всех
категорий пользователей;
 совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
 обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию,
размещение и хранение;
 обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и работой школы;
 вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке перед директором
общеобразовательной организации.
7.3. Библиотечный работник несет ответственность:
 за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством о труде,
Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым договором;
 за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением;
 за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим
законодательством Российской Федерации.

8. Права и обязанности пользователей библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют право:
 получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой школы услугах;
 пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
 получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
 получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале печатные издания,
аудиовизуальные документы и другие источники информации;
 продлевать срок пользования документами и литературой;
 участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
 обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
 соблюдать правила пользования библиотекой;
 бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в
книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию,
инвентарю;
 пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в помещении
библиотеки школы;
 убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать
об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах
несет последний пользователь;
 расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу (исключение:
обучающиеся 1- 4 классов);
 возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
 заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой;
 полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в ОУ.

9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку производится
в индивидуальном порядке, а родителей (иных законных представителей) обучающихся — по
паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является
читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда
библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Работа участников образовательной деятельности на компьютере в библиотеке
производится в присутствии педагога-библиотекаря.
9.6. Разрешается работа за одним персональным компьютером не более двух человек
одновременно.
9.7. По всем вопросам поиска информации в сети Интернет пользователь может обращаться
к педагогу-библиотекарю.
9.8. Запрещается обращение к ресурсам сети Интернет, предполагающим оплату и к
ресурсам, указанным в Федеральном списке экстремистской литературы.
9.9. Работа за компьютером в читальном зале школьной библиотеки производится согласно
утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям, а также правилам охраны труда и
пожарной безопасности.

10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом, рассматривается на
Педагогическом совете и утверждается приказом директора ОУ.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
10.3. Положение о библиотеке общеобразовательной организации принимается на
неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Пр. график приема пищи.pdf (скачать)
Приказ о Совете по питанию.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».