МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»)
РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
(протокол от 01.11.2024 г. № 14)
УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
от 01.11.2024 г. № 330
ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
на уровне среднего общего образования
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ
«Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» на уровне среднего общего
образования (далее – Положение) разработано в соответствии:
— с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с действующими изменениями и дополнениями);
— с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования
(далее – ФГОС СОО) (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 мая 2012 г. № 413, с действующими изменениями и дополнениями);
— с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 371
«Об утверждении федеральной образовательной программы среднего общего образования» (далее
– ФОП СОО) (с изменениями и дополнениями);
— с основной образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Сакская
СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» (далее – ООП СОО).
1.2. Данное Положение регламентирует деятельность МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» (далее – ОУ) по организации работы по руководству,
сопровождению и оцениванию индивидуальных итоговых проектов и деятельность обучающихся
над индивидуальным итоговым проектом.
1.3. Индивидуальный итоговый проект (далее – ИИП) представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя
(тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов,
курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебноисследовательской, социальной, художественно-творческой, иной).
1.4. Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект или учебное
исследование, выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов или
внеурочной деятельности с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность: учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую.
1
1.5. Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение двух учебных лет (или
одного учебного года – по желанию учащегося) в рамках учебного времени, специально
отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
1.6. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося,
завершающего уровень среднего общего образования. Невыполнение ИИП равноценно получению
неудовлетворительной оценки по учебному предмету, связанному с темой проекта. Проект может
носить предметную и метапредметную направленность.
1.7. Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных
составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
2. Цели и задачи реализации индивидуального проекта
2.1. Цель реализации индивидуального проекта: обеспечение организационнометодические условий для развития УУД обучающихся, самостоятельного использования их
обучающимися в разных видах деятельности, демонстрации своих достижений в самостоятельном
освоении избранной области.
2.2. Задачами выполнения проекта являются:
формирование навыков участия в различных формах организации учебноисследовательской и проектной деятельности;
обучение планированию (учащийся должен уметь чѐтко определить цель, описать шаги по еѐ
достижению, концентрировать внимание на достижении цели на протяжении всей работы);
формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать
подходящую информацию, правильно еѐ использовать);
развитие умения анализировать, развивать креативность и критическое мышление.
формирование и развитие навыков публичного выступления;
формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять
работу в срок в соответствии с установленным планом);
подготовка к осознанному выбору дальнейшего образования и профессиональной
деятельности.
3. Требования к организации работы над индивидуальным итоговым проектом
3.1. Общее руководство проектной деятельностью обучающихся в ОУ осуществляет
заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В срок до 10 октября заместитель
директора по УВР представляет директору ОУ данные по каждому обучающемуся 10 класса: теме
его проектной работы и руководителе проекта (сбор данной информации осуществляет классный
руководитель в течение сентября текущего учебного года), которые утверждаются приказом
директора ОУ.
3.2. Руководителем проекта может быть, как учитель-предметник, классный руководитель,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный
педагог, так и сотрудник иного образовательного учреждения, в т. ч. и высшего.
3.3. Руководители проекта:
организуют работу учащегося над индивидуальным проектом;
проводят консультации с учащимися, испытывающими затруднения на разных этапах
выполнения проекта;
заявляют об участии обучающихся в конференциях и конкурсах различных уровней.
3.4. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся.
3.5. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема,
предложенная учеником, согласуется с педагогом.
3.6. При выборе темы ИИП необходимо учитывать следующее:
Выбор темы должен быть мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.
2
Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности обучающегося к
выполнению самостоятельного задания.
Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
Формулировка темы должна ориентировать обучающегося на самостоятельное исследование
по достаточно узкому вопросу.
3.7. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся
совместно с руководителем проекта.
4. Требования к содержанию и направленности индивидуального итогового
проекта
4.1. По содержанию проект может быть:
монопредметный,
метапредметный,
межпредметный,
относящийся к области знаний (нескольким областям),
относящийся к области деятельности и пр.
4.2. Индивидуальный проект должен быть представлен в виде завершенного учебного
исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального,
прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного.
4.3. Основные продукты проектной деятельности учащихся:
Мультимедийные:
Полиграфические:
презентации;
иллюстрационный материал к уроку;
документальные фильмы, мультфильмы;
постер, буклет, альбом;
веб-сайты, программное обеспечение,
брошюра, книга, справочник, газета,
компакт-диски (или другие цифровые
журнал;
носители);
схема, план-карта;
видео-ролики;
таблицы
блоги;
инструкции
интерактивные викторины, анкеты, карты,
статья, обзор, заключение по итогам
социальный опрос;
исследования
виртуальные выставки и тематические
литературный обзор, комплексный анализ
экспозиции;
текста
реклама и антиреклама;
кроссворд
кроссворд;
диаграмма
диаграмма;
учебное пособие (стенды, плакат и др.)
учебное пособие.
Проекты событий
сценарии классных и внеклассных часов;
сценарии тематических, литературных,
музыкальных, спортивных праздников;
сценарии спектакля, концерта, флешмобов
и др.;
разработка игры по станциям.
Модели
макет;
модели объектов, явлений, процессов;
рабочая установка;
изделие ручного труда, сувенир;
костюм и др.
4.4. Основные продукты исследовательской деятельности учащихся:
реферат (аналитического проблемного типа),
доклад, стендовый доклад
статья,
пособие, учебное пособие,
эссе
отчѐты о проведѐнных исследованиях
3
4.5. Представление индивидуальных проектов проводится в форме публичной презентации
выполненной работы с описанием и демонстрацией продукта, включающего результаты
эксперимента, опытов, решений и т.д.
5. Требования к этапам работы над индивидуальным итоговым проектом
5.1. В процессе работы над проектом учащийся под контролем руководителя планирует свою
деятельность по этапам: подготовительный, основной, заключительный.
Этапы, сроки
Содержание
Деятельность
Выбор темы
Осуществляется самостоятельно
1 этап
учащимся
Подготовительный Определение руководителя
Корректировка темы с учетом мнения
проекта
руководителя
сентябрь – ноябрь
Определение цели,
Постановка цели и задач, составление
10 класс
формулировка
плана, определение примерной
содержания работы
структуры проекта
Планирование работы под
Корректировка плана (по мере
руководством руководителя
необходимости). Контроль выполнения
плана руководителем.
Составление плана работы над
Составление плана учащимся.
проектом
Контроль выполнения плана
руководителем.
Определение конечного
Описание продукта
результата проекта
Определение предварительного
Составление списка литературы,
списка источников информации
источников информации по теме
индивидуального проекта
2 этап
Работа с литературой и иными
Отбор и изучение литературы по теме
Основной
источниками информации
проекта, сбор материала, его изучение,
анализ и обобщение
декабрь – май
Работа над опытноСбор и систематизация необходимых
10 класс
экспериментальной частью.
материалов (фактов, результатов), в
Обработка результатов.
соответствии с целями. Работа с
полученной информацией. Проведение
исследования, эксперимента и опытов.
Формулирование выводов. Самоанализ
полученного результата.
Консультации
Обсуждение альтернатив, проблем,
возникших в ходе выполнения проекта
3 этап
Работа над заключительной
Формулировка
выводов
проекта.
Заключительный
частью
Написание заключения.
Формирование
общего
текста
сентябрь – апрель
исследовательской работы
11 класс
в соответствии со структурой. Написание
оглавления.
Оформление результатов проекта Устранение выявленных недостатков
работы.
Создание презентации к защите.
Создание продукта проекта.
Окончание работы над исследованием
(проектом).
Подготовка к публичной защите Оформление доклада, презентации,
проекта
итогового продукта.
Публичная защита проекта
Защита индивидуального проекта
5.2. Контроль соблюдения сроков осуществляет руководитель проекта.
4
6. Требования к оформлению индивидуального итогового проекта
6.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения и
отражать содержание проекта.
6.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную
часть, заключение, список литературы. (Образец оформления титульного листа в Приложении 1).
6.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже
известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных
условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен
данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована
проблема;
устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над
проектом;
формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая
значимость».
6.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как
правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
6.5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели,
решены ли задачи.
6.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером
шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см.,
нижнее – 2 см., левое – 2 см., правое – 1 см.
Нумерация страниц проставляется вверху страницы по середине.
Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
Каждая новая глава начинается с новой страницы и нумеруется арабскими цифрами. Точку
в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
Если основная часть состоит из двух разделов, то разделы нумеруются римскими цифрами,
а главы – двумя арабскими цифрами (например, 1.1.).
Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое
приложение) начинаются с новых страниц.
Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
6.7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не
должен быть менее 5 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено
дополнительно не более 10 стандартных страниц.
6.8. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями
ГОСТа (образец в Приложении 2). В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной
источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
6.9. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник
проект к защите не допускается.
7. Требования к защите индивидуального итогового проекта
Защита ИИП осуществляется в процессе деятельности специально организованной
комиссии ОУ. График защиты ИИП утверждается приказом директора.
7.2. Для защиты ИИП создаѐтся комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги
дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения
и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х
человек. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом директора
школы.
7.1.
5
7.3. Процедура защиты проводится в устной форме с обязательной демонстрацией
фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 10 минут, количество слайдов в
презентации – не более 16. Далее следуют ответы на вопросы комиссии (до 5 минут).
7.4. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из вариантов
наглядности защиты, но ее использование должно быть продиктовано требованиями
целесообразности и эффективности. (Рекомендации к компьютерной презентации и примерный
план выступления даны в Приложении 3)
7.5. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта и защиты учащегося. По результатам защиты ИИП оформляется «Лист
оценивания ИИП» (Приложение 4) и «Протокол защиты ИИП» (Приложение 5). Результаты
защиты ИИП утверждаются приказом директора.
Срок хранения отчѐтного материала – 1 год.
7.6. Для обучающихся – авторов проектных работ, ставших победителями или призѐрами
муниципальных, региональных, межрегиональных, республиканских, всероссийских или
международных конкурсов, результат участия в конкурсе приравнивается к процедуре публичной
защиты проекта.
8. Критерии оценки индивидуального итогового проекта
8.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне
сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей
совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва,
презентации) по каждому из четырех критериев:
1) способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий;
2) сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
3) сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
4) сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано
ответить на вопросы.
8.2. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения
проекта необходимо учитывать два уровня сформированности навыков проектной
деятельности: базовый и повышенный.
Критерий
Способность к
самостоятельному
приобретению
знаний и решению
проблем
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Повышенный (2 балла)
Базовый (1 балл)
Высокий (3 балла)
Работа в целом свидетельствует Работа в целом свидетельствует о
о способности самостоятельно с способности самостоятельно ставить
опорой на помощь
проблему и находить пути ее
руководителя ставить проблему решения; продемонстрировано
и находить пути ее решения;
свободное владение логическими
продемонстрирована
операциями, навыками критического
способность приобретать новые мышления, умение самостоятельно
знания и/или осваивать новые
мыслить;
способы действий, достигать
продемонстрирована способность на
6
более глубокого понимания
изученного.
Сформированность Продемонстрировано
предметных знаний понимание содержания
и способов действий выполненной работы. В работе
и в ответах на вопросы по
содержанию работы
отсутствуют грубые ошибки.
Сформированность Продемонстрированы навыки
регулятивных
определения темы и
действий
планирования работы.
Работа доведена до конца и
представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись
под контролем и при поддержке
руководителя. При этом
проявляются отдельные
элементы самооценки и
самоконтроля учащегося.
Сформированность Продемонстрированы навыки
коммуникативных
оформления проектной работы
действий
и пояснительной записки, а
также подготовки простой
презентации. Автор отвечает на
вопросы.
этой основе приобретать новые
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более
глубокого понимания проблемы.
Продемонстрировано свободное
владение предметом проектной
деятельности. Ошибки отсутствуют.
Работа тщательно спланирована и
последовательно реализована,
своевременно пройдены все
необходимые этапы обсуждения и
представления.
Контроль и коррекция
осуществлялись самостоятельно.
Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли
выражены ясно, логично,
последовательно, аргументировано.
Работа/сообщение вызывает
интерес. Автор проекта свободно
отвечает на вопросы.
8.3. Основные требования к инструментарию оценки сформированности универсальных
учебных действий при процедуре защиты реализованного проекта:
– оценке должна подвергаться не только защита реализованного проекта, но и динамика
изменений, внесенных в проект от момента замысла (процедуры защиты проектной идеи) до
воплощения; при этом должны учитываться целесообразность, уместность, полнота этих
изменений, соотнесенные с сохранением исходного замысла проекта;
– оценивание производится на основе критериальной модели;
– результаты оценивания универсальных учебных действий доводятся до сведения обучающихся.
8.4. Вывод об уровне сформированности навыков проектной деятельности делается на
основе оценки всей совокупности основных элементов проекта.
8.5. Общая оценка проектной работы складывается из оценки руководителя проекта и
оценки, полученной при защите проектной работы.
8.6. Составляющие оценки итогового индивидуального проекта (максимальный балл оценки
ИИП – 48 баллов):
1) Содержательная часть – процесс работы над проектом (сформированность познавательных,
регулятивных УУД, способность к осуществлению деятельности, необходимой для работы
над проектом).
Содержательная часть оценивается руководителем проекта. Критерии оценки
представлены в Приложении 6.
Максимальный балл – 36 баллов.
2) Оформление проекта и его защита (сформированность коммуникативных УУД).
Защита ИИП оценивается комиссией. Критерии оценки представлены в Приложении 7
Максимальный балл – 12 баллов.
7
8.7. Решение о том, что проект выполнен на повышенном/высоком уровнях, принимается при
условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев,
характеризующих
сформированность
метапредметных
умений
(способности
к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных
действий и сформированности коммуникативных действий);
2) сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на
базовом уровне;
3) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв
руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения.
8.8. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий
исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя,
презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
8.9. Условия принятия решения по проекту:
1) Полученные баллы переводятся в оценку / отметку в соответствии с таблицей
первичные баллы
оценка / отметка
Базовый уровень
16-28
удовлетворительно / 3
Повышенный уровень
29-41
хорошо / 4
Высокий уровень
42-48
отлично / 5
2) Комиссия даѐт заключение об уровне сформированности навыков проектной деятельности.
8.10. ИИП, получивший оценку «ниже базового», возвращается учащемуся на доработку и
допускается к повторной защите в установленные сроки.
8.11. В случае отсутствия учащегося на защите проекта по уважительной причине,
назначается резервный день защиты проекта.
8.12. Учащемуся, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на
муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически
ставиться высший балл и от защиты в ОУ он освобождается.
8.13. Отметка за выполнение индивидуального итогового проекта выставляется в
электронный журнал на предметную страницу «Индивидуальный проект» в колонку с
содержанием урока «Защита индивидуального итогового проекта».
8.14. Промежуточная аттестация по предмету «Индивидуальный проект» проводится с учѐтом
отметки, полученной на защите проекта. Итоговая отметка по этому предмету выставляется в
аттестат о среднем общем образовании в соответствии с Порядком заполнения, учета и выдачи
аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утв. Приказом
Министерства просвещения РФ от 5 октября 2020 г. № 546 (с изменениями и дополнениями).
9. Права и ответственность сторон
9.1. Обязанности и права руководителя ИИП
Руководитель индивидуального проекта должен:
1) Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному
образовательному проекту.
2) Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы,
источники необходимой информации.
3) Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному
проекту.
4) Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и
представления результатов исследования.
5) Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального
образовательного проекта.
8
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
1) Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы.
2) Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы.
3) Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков
реализации плана индивидуального образовательного проекта.
9.2. Обязанности и права обучающегося
Обучающийся должен:
1) Выбрать тему индивидуального образовательного проекта.
2) Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту.
3) Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя индивидуального
образовательного проекта.
4) Подготовить публичный отчет о проделанной работе.
Обучающийся имеет право:
1) На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения
индивидуального образовательного проекта.
2) Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы.
9
Приложение 1
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
на уровне среднего общего образования
Образец оформления титульного листа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4
ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ
ЕВПАТОРИЙСКИЙ ДЕСАНТ –
ШАГ В БЕССМЕРТИЕ
Подготовил:
Ф.И.О. (полностью)
ученик (ца) 11 класса
Руководитель:
Ф.И.О. (полностью)
учитель (указать предмет)
г. Саки, 20___
10
Приложение 2
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
на уровне среднего общего образования
Оформление списка литературы к проектной работе
Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия
автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований
нумеруется. Например:
1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.:Мысль,1990.
2. ...
3. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев //Россия между Европой и Азией: Евразийский
соблазн. М.:Наука,1991.
4. ......
5. Вадимов А. В. Николай Бердяев: изгнание. — «Вопросы философии», 1991, № 1.
6. ...
7. Полторацкий Н. (Философия истории России Н.А.Бердяева). Нью-Йорк, 1967.
Оформление сносок к проектной работе
Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:
1) постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами
или звездочками);
2) с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в
списке литературы и цитируемая страница).
Приложение 3
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
на уровне среднего общего образования
Рекомендации
к компьютерной презентации индивидуального проекта
(уровень основного общего образования)
1. Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 15 слайдов.
2. Титульный лист презентации включает:
а) полное наименование образовательной организации;
в) сведения об авторе и руководителе проекта;
г) год разработки проекта.
3. Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем
разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела.
4. Слайды должны быть озаглавлены.
5. Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации, цветовых эффектов,
иллюстраций, графиков, схем, таблиц.
6. Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы Microsoft Power
Point.
7. ВНИМАНИЕ! Не включать цветовые и анимационные эффекты, т.к. они отвлекают
внимание слушателей от сути проекта.
11
Примерный план выступления на защите проекта
Введение
Тема моего проекта …………………………………………………...
Я выбрал эту тему, потому что
Считаю данную тему актуальной потому, что……………………………………....
Цель моей работы – ………
Я поставил перед собой задачи……………………………….....………..
Проектным продуктом будет – .………………………………………
Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………
План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
Сбор информации (где и как искал информацию)……………………………………………
Изготовление продукта (что и как делал)………………………………………………………
Написание письменной части проекта (как это делал) ………….
Основная часть
Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
Потом я приступил к ……………………………………………………….
Я завершил работу тем, что……………………………………………...
В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………….
Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………..
Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)……………
План моей работы был нарушен, потому что………………………..
В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как………
Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………
Заключение
Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось,
например
Это произошло, потому что …………………………………………….
Если бы я начал работу заново, я бы …………………………………..
В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы………
Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………..
Работа над проектом показала мне………….
12
Приложение 4
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
на уровне среднего общего образования
Лист оценивания индивидуального итогового проекта
Ф.И.О.______________________________________________________________ класс___________
Тема ИИП ____________________________________________________________
____________________________________________________________________
Оценка
(в баллах)
Критерии
Оценка содержательной части
1.1
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
2.1.
2.2.
2.3.
3.1.
3.2.
3.3.
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Поиск, отбор и адекватное использование информации
Постановка проблемы
Актуальность и значимость темы проекта
Анализ хода работы, выводы и перспективы
Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Полезность и востребованность продукта
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию проекта
Глубина раскрытия темы проекта
Качество проектного продукта
3. Сформированность регулятивных действий
Соответствие требованиям оформления письменной части
Постановка цели, планирование путей ее достижения
Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение доклада
Всего
Оценка защиты проекта
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4. Сформированность коммуникативных действий
Оформление проектной работы
Оформление демонстрационного материала
Защита проекта
Качество ответов на вопросы
Всего
ИТОГО
Заключение:
навыки проектной деятельности сформированы на
______________________________________ уровне
(базовом, повышенном, высоком)
«_____»________________ 20___г.
(дата)
______________/___________________________/
(подпись члена комиссии)
13
(расшифровка подписи)
Приложение 5
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
на уровне среднего общего образования
ПРОТОКОЛ
защиты индивидуального итогового проекта обучающихся 11 класса
Ф.И.О. председателя комиссии: _____________________________________________________
Ф.И.О. членов комиссии: ______________________________________________________________________________
__________________________________________________________
На защиту явились допущенные к нему ______________ человек.
Не явились __________ человек.
Ф.И.О. не явившихся: _____________________________________________________________
№
ФИО
обучающегося
Тема
проекта
ФИО
руководителя
проекта
Кол-во
первичных
баллов
Уровень
сформированности навыков
проектной
деятельности
(Б / П / В)
Итоговый
результат
(отметка /
оценка)
1
2
3…
Вывод:
Уровень сформированности навыков проектной деятельности:
на базовом уровне ______ чел.,
на повышенном уровне _______ чел.
на высоком уровне _______ чел.
первичные баллы
оценка / отметка
Базовый уровень
16-28
удовлетворительно / 3
Повышенный уровень
29-41
хорошо / 4
Высокий уровень
42-48
отлично / 5
Дата проведения защиты:
«_____»________________ 20__ г.
Дата заполнения протокола:
«_____»________________ 20__ г.
кол-во уч-ся
Председатель комиссии:
____________________/________________________
Члены комиссии:
____________________/________________________
(подпись)
(расшифровка)
(подпись)
(расшифровка)
____________________/________________________
(подпись)
(расшифровка)
14
Приложение 6
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
на уровне среднего общего образования
Критерии оценки содержательной части (оценка руководителя проекта)
1. Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем
Критерий 1.1. Поиск, отбор и адекватное использование информации
Работа содержит незначительный объем подходящей информации из ограниченного
числа однотипных источников
Работа содержит достаточный объем подходящей информации из однотипных
источников
Работа содержит достаточно полную информацию из разнообразных источников
Критерий 1.2. Постановка проблемы
Проблема сформулирована, но гипотеза отсутствует. План действий фрагментарный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), но план
действий по доказательству/опровержению гипотезы не полный
Проблема сформулирована, обоснована, выдвинута гипотеза (гипотезы), дан
подробный план действий по доказательству/опровержению гипотезы
Критерий 1.3. Актуальность и значимость темы проекта
Актуальность темы проекта и еѐ значимость для ученика обозначены фрагментарно
на уровне утверждений
Актуальность темы проекта и еѐ значимость для ученика обозначены на уровне
утверждений, приведены основания
Актуальность темы проекта и еѐ значимость раскрыты и обоснованы исчерпывающе,
тема имеет актуальность и значимость не только для ученика, но и для школы.
Критерий 1.4. Анализ хода работы, выводы и перспективы
Анализ заменен кратким описанием хода и порядка работы
Представлен развернутый обзор работы по достижению целей, заявленных в проекте
Представлен исчерпывающий анализ ситуаций, складывавшихся в ходе работы,
сделаны необходимые выводы, намечены перспективы работы
Критерий 1.5. Личная заинтересованность автора, творческий подход к работе
Работа шаблонная. Автор проявил незначительный интерес к теме проекта, но не
продемонстрировал самостоятельности в работе, не использовал возможности
творческого подхода
Работа самостоятельная, демонстрирующая серьезную заинтересованность автора,
предпринята попытка представить личный взгляд на тему проекта, применены
элементы творчества
Работа отличается творческим подходом, собственным оригинальным отношением
автора к идее проекта
Критерий 1.6. Полезность и востребованность продукта
Проектный продукт полезен после доработки, круг лиц, которыми он может быть
востребован, указан неявно
Проектный продукт полезен, круг лиц, которыми он может быть востребован указан.
Названы потенциальные потребители и области использования продукта.
Продукт полезен. Указан круг лиц, которыми он будет востребован.
Сформулированы рекомендации по использованию полученного продукта,
спланированы действия по его продвижению
15
Балл
1
2
3
Балл
1
2
3
Балл
1
2
3
Балл
1
2
3
Балл
1
2
3
Балл
1
2
3
2. Сформированность предметных знаний и способов действий
Критерий 2.1. Соответствие выбранных способов работы цели и содержанию
проекта
Часть используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели
могут быть до конца не достигнуты
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются
недостаточными
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта
достигнуты
Критерий 2.2. Глубина раскрытия темы проекта
Тема проекта раскрыта фрагментарно
Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках школьной программы
Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал глубокие знания,
выходящие за рамки школьной программы
Критерий 2.3. Качество проектного продукта
Проектный продукт не соответствует большинству требований качества (эстетика,
удобство использования, соответствие заявленным целям)
Продукт не полностью соответствует требованиям качества
Продукт полностью соответствует требованиям качества (эстетичен, удобен в
использовании, соответствует заявленным целям)
3. Сформированность регулятивных действий
Балл
Критерий 3.1. Соответствие требованиям оформления письменной части
Предприняты попытки оформить работу в соответствии с установленными
правилами, придать ей соответствующую структуру
Письменная часть работы оформлена с опорой на установленные правилами порядок
и четкую структуру, допущены незначительные ошибки в оформлении
Работа отличается четким и грамотным оформлением в точном соответствии с
установленными Правилами
Критерий 3.2. Постановка цели, планирование путей ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, дан схематичный план ее достижения
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с
собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно
Цель сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения,
самостоятельно осуществляет контроль и коррекцию деятельности
Критерий 3.3. Сценарий защиты (логика изложения), грамотное построение
доклада
Тема и содержание проекта раскрыты фрагментарно, дано сравнение ожидаемого и
полученного результатов
Тема и содержание проекта раскрыты, представлен развернутый обзор работы по
достижению целей, заявленных в проекте
Тема и содержание проекта раскрыты. Представлен анализ ситуаций,
складывавшихся в ходе работы, сделаны необходимые выводы, намечены
перспективы работы
Балл
1
16
1
2
3
Балл
1
2
3
Балл
1
2
3
2
3
Балл
1
2
3
Балл
1
2
3
Приложение 7
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
на уровне среднего общего образования
Критерии оценки защиты проекта
(оценка комиссии)
№
Критерий
Оценка (в баллах)
п /п
4. Сформированность коммуникативных действий
4.1.
Оформление
1 б. – оформление не соответствует требованиям
проектной работы 2 б. – оформление частично соответствует требованиям
3 б. – оформление полностью соответствует требованиям, работа
вызывает интерес
4.2.
Оформление
1 б. - представлен плохо оформленный демонстрационный
демонстрационматериал
ного материала
2 б. - демонстрационный материал хорошо оформлен, но есть
отдельные претензии
3 б. - к демонстрационному материалу нет претензий
4.3.
Защита проекта
1 б. - доклад зачитывается, представленный демонстрационный
материал не используется в докладе
2 б. - доклад пересказывается, но не объяснена суть работы.
Представленный демонстрационный материал используется в
докладе, но отсутствует логика подачи материала, нет
согласованности между презентацией и текстом доклада
3 б. - доклад пересказывается, суть работы объяснена.
Представленный демонстрационный материал используется в
докладе, информативен, автор свободно в нем ориентируется.
Подача материала логична, презентация и текст доклада полностью
согласованы.
4.4.
Качество ответов
1 б. - нет четкости ответов на большинство вопросов. Ответы на
на вопросы
поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может
защищать свою точку зрения
2 б. - ответы на большинство вопросов. Автор уверенно отвечает на
поставленные вопросы, но не до конца обосновывает свою точку
зрения
3 б. - ответы на все вопросы убедительно, аргументировано. Автор
проявляет хорошее владение материалом, уверенно отвечает на
поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает
свою точку зрения
17