ПОЛОЖЕНИЕ об итоговом индивидуальном проекте обучающихся на уровне ООО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»)

РАССМОТРЕНО
педагогическим советом
МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
(протокол от 01.11.2024 г. № 14)

УТВЕРЖДЕНО
приказом МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
от 01.11.2024 г. № 330

ПОЛОЖЕНИЕ
об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
на уровне основного общего образования
1. Общие положения
1.1.
Настоящее Положение об итоговом индивидуальном проекте обучающихся МБОУ
«Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» на уровне основного общего
образования (далее – Положение) разработано в соответствии:
— с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с действующими изменениями и дополнениями);
— с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(далее – ФГОС ООО) (утв. приказом Министерства просвещения Российской Федерации
от 31.05.2021 г. № 287, с действующими изменениями и дополнениями);
— с приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370
«Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования»
(далее – ФОП ООО) (с изменениями и дополнениями);
— с основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Сакская
СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко».
1.2.
Индивидуальный итоговый проект (далее – ИИП) является основным объектом
оценки
метапредметных
результатов,
полученных
учащимися
в
ходе
освоения
междисциплинарных учебных программ. ИИП рассматривается в ФГОС ООО как одна из форм
оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной
программы основного общего образования.
1.3.
Индивидуальный итоговой проект представляет собой учебный проект,
выполняемый учащимся в рамках одного или нескольких учебных предметов или внеурочной
деятельности с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении
содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способность
проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность: учебнопознавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую.
1.4.
Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого
учащегося, завершающего уровень основного общего образования. Невыполнение ИИП
равноценно получению неудовлетворительной оценки по учебному предмету, связанному с темой
проекта. Проект может носить предметную и метапредметную направленность.
1.5.
Защита индивидуального итогового проекта является одной из обязательных
составляющих материалов системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений.
1

2. Цели и задачи итогового индивидуального проекта
2.1.
Для обучающихся: Продемонстрировать свои достижения в самостоятельном
освоении избранной области.
2.2.
Для педагогов: Создание условий для формирования УУД учащихся, развития их
творческих способностей и логического мышления.
2.3.
Задачами выполнения проекта являются:
 Обучение планированию (учащийся должен уметь чѐтко определить цель, описать шаги по
еѐ достижению, концентрироваться на достижении цели на протяжении всей работы).
 Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (уметь выбрать
подходящую информацию, правильно еѐ использовать).
 Развитие
умения
анализировать,
развивать
креативность и критическое
мышление.
 Формировать и развивать навыки публичного выступления.
 Формирование позитивного отношения к деятельности (проявлять инициативу, выполнять
работу в срок в соответствии с установленным планом).

3. Требования к организации работы над индивидуальным итоговым проектом
3.1. Общее руководство проектной деятельностью обучающихся в ОУ осуществляет
заместитель директора по учебно-воспитательной работе. В срок до 10 октября заместитель
директора по УВР представляет директору ОУ данные по каждому обучающемуся 10 класса: теме
его проектной работы и руководителе проекта (сбор данной информации осуществляет классный
руководитель в течение сентября текущего учебного года), которые утверждаются приказом
директора ОУ.
3.2. Руководителем проекта может быть, как учитель-предметник, классный руководитель,
педагог-организатор, педагог дополнительного образования, педагог-психолог, социальный
педагог, так и сотрудник иного образовательного учреждения, в т. ч. и высшего.
3.3. Руководители проекта:
 организуют работу учащегося над индивидуальным проектом;
 проводят консультации с учащимися, испытывающими затруднения на разных этапах
выполнения проекта;
 заявляют об участии обучающихся в конференциях и конкурсах различных уровней.
3.4. Классный руководитель контролирует занятость обучающихся в проектной
деятельности, информирует родителей о выборе темы проекта обучающимся.
3.5. Темы проектов могут предлагаться как педагогом, так и учениками. Тема,
предложенная учеником, согласуется с педагогом.
3.6. При выборе темы ИИП необходимо учитывать следующее:
 Выбор темы должен быть мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.
 Выбранная тема должна учитывать реальный уровень подготовленности обучающегося к
выполнению самостоятельного задания.
 Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях.
 Формулировка темы должна ориентировать обучающегося на самостоятельное исследование
по достаточно узкому вопросу.
3.7. План реализации итогового индивидуального проекта разрабатывается учащимся
совместно с руководителем проекта.

4. Требования к содержанию и направленности индивидуального итогового
проекта
4.1. Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность.
4.2. Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих
работ:
2

 письменная работа (эссе, реферат, аналитические материалы, обзорные материалы,
отчеты о проведенных исследованиях, стендовый доклад и др.);
 художественная творческая работа (в области литературы, музыки, изобразительного
искусства, экранных искусств), представленная в виде прозаического или стихотворного
произведения, инсценировки, художественной декламации, исполнения музыкального
произведения, компьютерной анимации и др.;
 материальный объект – макет, модель, иное конструкторское изделие;
 отчетные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так
и мультимедийные продукты.

5. Требования к этапам работы над индивидуальным итоговым проектом
5.1. Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой
алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования
логике и принципам проектной деятельности.
5.2. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной
познавательной деятельности:
 проблемная ситуация;
 проблема, заключенная в ней и осознанная человеком;
 поиск способов решения проблемы;
 решение.
5.3. Индивидуальная работа по подготовке к защите ИИП начинается в 8 классе, защита
ИИП – в 9 классе.
Этапы работы над проектом (см. Приложение 1):
1) поисковый: определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы,
постановка цели проекта.
2) аналитический: анализ имеющейся информации, поиск информационных пробелов, сбор и
изучение информации, поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ
альтернативных решений), построение алгоритма деятельности, составление плана
реализации проекта: пошаговое планирование работ анализ ресурсов.
3) практический: выполнение запланированных технологических операций, текущий контроль
качества, внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
4) презентационный: подготовка презентационных материалов, презентация проекта, изучение
возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк
проектов, публикация).
5) коррекционный: внесение коррективов в первоначальные замыслы и планы.
6) рефлексивный: анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и
причин этого.
7) контрольный: анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
5.4. Контроль соблюдения сроков осуществляет педагог, руководитель проекта.
5.5. Контроль охвата детей проектной деятельностью и ознакомление родителей с темами
ИИП осуществляет классный руководитель.
5.6. Ответственным за организацию и проведение защиты ИИП является заместитель
директора по учебно-воспитательной работе.

6. Требования к оформлению индивидуального итогового проекта
6.1. Тема работы должна быть сформулирована грамотно, с литературной точки зрения и
отражать содержание проекта.
6.2. Структура проекта содержит в себе: титульный лист, оглавление, введение, основную
часть, заключение, список литературы. (Образец оформления титульного листа в Приложении 2).
6.3. Введение включает в себя ряд следующих положений:
 проект начинается с обоснования актуальности выбранной темы. Здесь показывается, что уже
известно в науке и практике и что осталось нераскрытым и предстоит сделать в данных
условиях. На этой основе формулируется противоречие, на раскрытие которого направлен
3

данный проект. На основании выявленного противоречия может быть сформулирована
проблема;
 устанавливается цель работы; цель - это то, что необходимо достигнуть в результате работы над
проектом;
 формулируются конкретные задачи, которые необходимо решить, чтобы достичь цели;
 далее указываются методы и методики, которые использовались при разработке проекта;
 завершают введение разделы «на защиту выносится», «новизна проекта», «практическая
значимость».
6.4. Основная часть проекта может состоять из одного или двух разделов. Первый, как
правило, содержит теоретический материал, а второй - экспериментальный (практический).
6.5. В заключении формулируются выводы, описывается, достигнуты ли поставленные цели,
решены ли задачи.
6.6. Общие требования к оформлению проектно-исследовательских работ:
 Работа выполняется на листах стандарта А 4, шрифтом Times New Roman, размером
шрифта 12 пунктов с интервалом между строк – 1,5. Размер полей: верхнее – 2 см.,
нижнее – 2 см., левое – 2 см., правое – 1 см.
 Нумерация страниц проставляется вверху страницы по середине.
 Титульный лист считается первым, но не нумеруется.
 Каждая новая глава начинается с новой страницы и нумеруется арабскими цифрами. Точку
в конце заголовка, располагаемого посредине строки, не ставят.
 Если основная часть состоит из двух разделов, то разделы нумеруются римскими цифрами,
а главы – двумя арабскими цифрами (например, 1.1.).
 Все разделы плана (названия глав, выводы, заключение, список литературы, каждое
приложение) начинаются с новых страниц.
 Все сокращения в тексте должны быть расшифрованы.
6.7. Объем текста исследовательской работы, включая формулы и список литературы, не
должен быть менее 5 машинописных страниц. Для приложений может быть отведено
дополнительно не более 10 стандартных страниц.
6.8. Перечень использованной литературы оформляется в соответствии с требованиями
ГОСТа (образец в Приложении 3). В тексте работы должна быть ссылка на тот или иной
источник (номер ссылки соответствует порядковому номеру источника в списке литературы).
6.9. В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник
проект к защите не допускается.

7. Требования к защите индивидуального итогового проекта
7.1. Защита ИИП осуществляется в процессе деятельности специально организованной
комиссии ОО. График защиты ИИП утверждается приказом директора.
7.2. Для защиты ИИП создаѐтся комиссия, в состав которой могут входить учителя, педагоги
дополнительного образования, педагоги-психологи, администрация образовательного учреждения
и иные квалифицированные работники. Количество членов комиссии не должно быть менее 3-х
человек. Состав комиссии для оценки индивидуальных проектов назначается приказом директора
школы.
7.3. Процедура защиты проводится в устной форме с обязательной демонстрацией
фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 10 минут, количество слайдов в
презентации – не более 16. Далее следуют ответы на вопросы комиссии (до 5 минут).
7.4. Компьютерная презентация является частью оценивания проекта как один из вариантов
наглядности защиты, но ее использование должно быть продиктовано требованиями
целесообразности и эффективности. (Рекомендации к компьютерной презентации и примерный
план выступления даны в Приложении 4)
7.5. Результаты выполнения проекта оцениваются по итогам рассмотрения комиссией
представленного продукта и защиты учащегося. По результатам защиты ИИП оформляется «Лист
оценивания ИИП» (Приложение 5) и «Протокол защиты ИИП» (Приложение 6). Результаты
защиты ИИП утверждаются приказом директора.
Срок хранения отчѐтного материала – 2 года.
4

7.6. Для обучающихся – авторов проектных работ, ставших победителями или призѐрами
городских,
региональных,
межрегиональных,
республиканских,
всероссийских
или
международных конкурсов, результат участия в конкурсе приравнивается к процедуре публичной
защиты проекта.

8. Критерии оценки индивидуального итогового проекта
8.1. При интегральном описании результатов выполнения проекта вывод об уровне
сформированности навыков проектной деятельности делается на основе оценки всей
совокупности основных элементов проекта (продукта и пояснительной записки, отзыва,
презентации) по каждому из четырех критериев:
1) способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем,
проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы ее решения,
включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и
реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание модели, прогноза,
макета, объекта, творческого решения и т.п. Данный критерий в целом включает оценку
сформированности познавательных учебных действий;
2) сформированность предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении
раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой
проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
3) сформированность регулятивных действий, проявляющаяся в умении самостоятельно
планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать
ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях;
4) сформированность коммуникативных действий, проявляющаяся в умении ясно
изложить и оформить выполненную работу, представить ее результаты, аргументировано
ответить на вопросы.
8.2. С целью определения степени самостоятельности учащегося в ходе выполнения
проекта необходимо учитывать два уровня сформированности навыков проектной деятельности:
базовый и повышенный.
Уровни сформированности навыков проектной деятельности
Критерий
Повышенный (2 балла)
Базовый (1 балл)
Высокий (3 балла)
Способность к
Работа в целом свидетельствует Работа в целом свидетельствует о
самостоятельному о способности самостоятельно с способности самостоятельно ставить
приобретению
опорой на помощь
проблему и находить пути ее
знаний и решению
руководителя ставить проблему решения; продемонстрировано
проблем
и находить пути ее решения;
свободное владение логическими
продемонстрирована
операциями, навыками критического
способность приобретать новые мышления, умение самостоятельно
знания и/или осваивать новые
мыслить;
способы действий, достигать
продемонстрирована способность на
более глубокого понимания
этой основе приобретать новые
изученного.
знания и/или осваивать новые
способы действий, достигать более
глубокого понимания проблемы.
Сформированность Продемонстрировано
Продемонстрировано свободное
предметных знаний понимание содержания
владение предметом проектной
и способов действий выполненной работы. В работе деятельности. Ошибки отсутствуют.
и в ответах на вопросы по
содержанию работы
отсутствуют грубые ошибки.

5

Сформированность Продемонстрированы навыки
регулятивных
определения темы и
действий
планирования работы.
Работа доведена до конца и
представлена комиссии;
некоторые этапы выполнялись
под контролем и при поддержке
руководителя. При этом
проявляются отдельные
элементы самооценки и
самоконтроля учащегося.
Сформированность Продемонстрированы навыки
коммуникативных
оформления проектной работы
действий
и пояснительной записки, а
также подготовки простой
презентации. Автор отвечает на
вопросы.

Работа тщательно спланирована и
последовательно реализована,
своевременно пройдены все
необходимые этапы обсуждения и
представления.
Контроль и коррекция
осуществлялись самостоятельно.

Тема ясно определена и пояснена.
Текст/сообщение хорошо
структурированы. Все мысли выражены
ясно, логично, последовательно,
аргументировано. Работа/сообщение
вызывает интерес. Автор проекта
свободно отвечает на вопросы.

8.3. Общая оценка проектной работы складывается из оценки руководителя проекта и
оценки, полученной при защите проектной работы.
8.4. Составляющие оценки итогового индивидуального проекта (максимальный балл оценки
ИИП – 12 баллов):
1) Содержательная часть – процесс работы над проектом (сформированность познавательных,
регулятивных УУД, способность к осуществлению деятельности, необходимой для работы
над проектом). Содержательная часть оценивается руководителем проекта. Критерии
оценки представлены в Приложении 7. Максимальный балл – 9 баллов.
2) Оформление проекта и его защита (сформированность коммуникативных УУД). Защита
ИИП оценивается комиссией. Критерии оценки представлены в Приложении 8
Максимальный балл – 3 балла.
8.5. Решение о том, что проект выполнен на повышенном/высоком уровнях, принимается при
условии:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из трех предъявляемых критериев,
характеризующих
сформированность
метапредметных
умений
(способности
к
самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, сформированности регулятивных
действий и сформированности коммуникативных действий);
2) сформированность предметных знаний и способов действий может быть зафиксирована на
базовом уровне;
3) ни один из обязательных элементов проекта (продукт, пояснительная записка, отзыв
руководителя или презентация) не дает оснований для иного решения.
8.6. Решение о том, что проект выполнен на базовом уровне, принимается при условии, что:
1) такая оценка выставлена комиссией по каждому из предъявляемых критериев;
2) продемонстрированы все обязательные элементы проекта: завершенный продукт, отвечающий
исходному замыслу, список использованных источников, положительный отзыв руководителя,
презентация проекта;
3) даны ответы на вопросы.
8.7. При осуществлении приѐма выпускников 9 класса в профильные классы может
использоваться аналитический подход к описанию результатов, согласно которому по каждому
из предложенных критериев вводятся количественные показатели, характеризующие полноту
проявления навыков проектной деятельности.
8.8. Условия принятия решения по проекту:
1) Уровень сформированности навыков проектной деятельности:
первичные баллы
оценка
Базовый уровень
4-6
удовлетворительно
Повышенный уровень
7-9
хорошо
Высокий уровень
10-12
отлично
6

2) При условии успешной защиты проекта в 9 классе или на конкурсе исследовательских
работ (п.7.6. Положения), обучающийся получает «зачѐт» по защите ИИП.
8.9. ИИП, получивший оценку «ниже базового», возвращается учащемуся на доработку и
допускается к повторной защите в установленные сроки.
8.10. Учащемуся, выступившему с проектом (исследовательской работой) успешно на
муниципальном, региональном, всероссийском или международном уровне автоматически
ставиться высший балл и от защиты в ОУ он освобождается.
8.11. Лучшие проектные работы могут быть рекомендованы для участия в конкурсных
мероприятиях внешкольного уровня. Обучающиеся по согласованию с руководителем могут
направлять завершенные проектные работы на конкурсы различного уровня, проводимые по
соответствующей тематике.

9. Права и ответственность сторон
9.1. Обязанности и права руководителя ИИП
Руководитель индивидуального проекта должен:
1) Совместно с обучающимся определить тему и учебный план работы по индивидуальному
образовательному проекту;
2) Совместно с обучающимся определить цель работы, этапы, сроки, методы работы,
источники необходимой информации;
3) Мотивировать обучающего на выполнение работы по индивидуальному образовательному
проекту;
4) Оказывать помощь обучающемуся по вопросам планирования, методики, формирования и
представления результатов исследования;
5) Контролировать выполнение обучающимся плана работы по выполнению индивидуального
образовательного проекта.
Руководитель индивидуального проекта имеет право:
1) Требовать от обучающего своевременного и качественного выполнения работы;
2) Использовать в своей работе имеющиеся в школе информационные ресурсы;
3) Обращаться к администрации школы в случае систематического несоблюдения сроков
реализации плана индивидуального образовательного проекта.
9.2. Обязанности и права обучающегося
1)
2)
3)
4)
5)

Обучающийся должен:
Выбрать тему индивидуального образовательного проекта;
Посещать консультации и занятия по индивидуальному образовательному проекту;
Ответственно относиться к требованиям и рекомендациям руководителя
индивидуального образовательного проекта:
Подготовить публичный отчет о проделанной работе.

Обучающийся имеет право:
1) На консультацию и информационную поддержку руководителя на любом этапе выполнения
индивидуального образовательного проекта;
2) Использовать для выполнения индивидуального образовательного проекта ресурсы школы.

7

Приложение 1
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
Этапы работы над проектом
Этап/срок

Содержание работы

Деятельность
учащихся

Деятельность
учителя

8 класс
1. Поисковый
(сентябрь)

Определение темы и целей
проекта, его исходного
положения.

 Определение источников
необходимой информации.
 Определение способов сбора и
(октябрь-ноябрь) анализа информации.
 Определение способа
представления результатов (формы
проекта).
 Установление процедур и
критериев оценки результатов
проекта.
3. Практический.  Сбор и уточнение информации
(основные инструменты: интервью,
Работа над
опросы, наблюдения, эксперименты и
проектом
т.п.).
 Выявление («мозговой штурм») и
(декабрь-май)
обсуждение альтернатив, возникших
в ходе выполнения проекта.
 Выбор оптимального варианта
хода проекта.
 Поэтапное выполнение
исследовательских задач.

2.
Аналитический

Обсуждают тему проекта
с учителем и получают
при необходимости
дополнительную
информацию.
Определяют цели
проекта.

Знакомит со смыслом
проектного подхода и
мотивирует учащихся.
Помогает в
определении цели
проекта.
Наблюдает за работой
учеников.

Формируют задачи
проекта.
Вырабатывают план
действий.
Выбирают и
обосновывают
критерии успеха
проектной
деятельности.
Поэтапно выполняют
задачи проекта.

Предлагает идеи,
высказывает
предложения.
Наблюдает за работой
учащихся.

Наблюдает, советует,
косвенно руководит
деятельностью
учащихся.

9 класс
 Анализ информации.
Выполняют исслеКонсультация
4.
Презентацион Формулирование выводов.
дование и работают над учащихся
ный
 Подготовка презентационных проектом, анализируя
(сентябрьматериалов.
информацию.
декабрь)
Оформляют проект.
Внесение коррективов в
Консультация
5.
Коррекционный первоначальные замыслы и планы
учащихся
(январь-февраль)
Представление
6. Рефлексивный Анализ выполнения проекта,
Консультация
руководителю
готового
Оценка
достигнутых результатов (успехов
учащихся
проекта. Подготовка к
результатов.
и неудач) и причин этого.
защите (согласно плану
(март)
выступления).

7. Контрольный.
Защита ИИП
(апрель)
В течение
учебного года

Защита итогового
индивидуального проекта

Защита ИИП перед
комиссией ОО.

Выступление с проектом перед учащимися класса в ходе
урочной деятельности
8

Консультация
учащихся

Приложение 2
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»

Образец оформления титульного листа
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4
ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ИТОГОВЫЙ ПРОЕКТ

ЕВПАТОРИЙСКИЙ ДЕСАНТ –
ШАГ В БЕССМЕРТИЕ

Подготовил:
Ф.И.О. (полностью)
ученик (ца) 9 класса

Руководитель:
Ф.И.О. (полностью)
учитель (указать предмет)

г. Саки, 20___
9

Приложение 3
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
Оформление списка литературы к проектной работе
Список литературы оформляется в алфавитной последовательности. В нем указываются: фамилия
автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое из наименований
нумеруется. Например:
1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.:Мысль,1990.
2. ...
3. Бердяев Н.А. Утопический этатизм евразийцев //Россия между Европой и Азией: Евразийский
соблазн. М.:Наука,1991.
4. ......
5. Вадимов А. В. Николай Бердяев: изгнание. — «Вопросы философии», 1991, № 1.
6. ...
7. Полторацкий Н. (Философия истории России Н.А.Бердяева). Нью-Йорк, 1967.
Оформление сносок к проектной работе
Оформление сносок является обязательным и возможно двумя способами:

1) постранично (все приводимые цифры или цитаты обозначаются по возрастающей цифрами
или звездочками);
2) с опорой на список литературы (после цитаты в скобках указывается номер наименования в
списке литературы и цитируемая страница).

Приложение 4
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
Рекомендации
к компьютерной презентации индивидуального проекта
(уровень основного общего образования)
1. Компьютерная презентация проектной работы не должна превышать 15 слайдов.
2. Титульный лист презентации включает:
а) полное наименование образовательной организации;
в) сведения об авторе и руководителе проекта;
г) год разработки проекта.
3. Текст слайдов должен быть информативным и содержать основную информацию по всем
разделам проекта, расположенную в порядке представления каждого раздела.
4. Слайды должны быть озаглавлены.
5. Наглядность слайда может быть обеспечена при помощи анимации, цветовых эффектов,
иллюстраций, графиков, схем, таблиц.
6. Компьютерные презентации удобно создавать при помощи программы Microsoft Power
Point.
7. ВНИМАНИЕ! Не включать цветовые и анимационные эффекты, т.к. они отвлекают
внимание слушателей от сути проекта.
10

Примерный план выступления на защите проекта
Введение
 Тема моего

проекта …………………………………………………...
 Я выбрал эту тему, потому что
 Считаю данную тему актуальной потому, что……………………………………....
 Цель моей работы – ………
 Я поставил перед собой задачи……………………………….....………..
 Проектным продуктом будет – .………………………………………
 Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ………
 План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы):
 Сбор информации (где и как искал информацию)……………………………………………
 Изготовление продукта (что и как делал)………………………………………………………
 Написание письменной части проекта (как это делал) ………….
Основная часть
 Я начал свою работу с того, что ………………………………………..
 Потом я приступил к ……………………………………………………….
 Я завершил работу тем, что……………………………………………...
 В ходе работы я столкнулся с такими проблемами………………….
 Чтобы справиться с возникшими проблемами, я……………………..
 Я отклонился от плана (указать, когда был нарушен график работы)……………
 План моей работы был нарушен, потому что………………………..
 В ходе работы я принял решение изменить проектный продукт, так как………
 Но все же мне удалось достичь цели проекта, потому что………
Заключение
 Закончив свой проект, я могу сказать, что не все из того, что было задумано, получилось,
например
 Это произошло, потому что …………………………………………….
 Если бы я начал работу заново, я бы …………………………………..
 В следующем году я, может быть, продолжу эту работу для того, чтобы………
 Я думаю, что я решил проблему своего проекта, так как ………..
 Работа над проектом показала мне………….

11

Приложение 5
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
Лист оценивания индивидуального итогового проекта
Ф.И.О.______________________________________________________________ класс___________
Тема ИИП ____________________________________________________________

____________________________________________________________________

Оценка
(в баллах)

Критерии

Оценка содержательной части
1.
2.
3.

Способность к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем
Сформированность предметных знаний и способов действий
Сформированность регулятивных действий

Оценка защиты проекта
4.

Сформированность коммуникативных действий
ИТОГО

Заключение:

навыки проектной деятельности сформированы на
______________________________________ уровне
(базовом, повышенном, высоком)

«_____»________________ 20___г.
(дата)

______________/___________________________/
(подпись члена комиссии)

12

(расшифровка подписи)

Приложение 6
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»

ПРОТОКОЛ
защиты индивидуального итогового проекта обучающихся 9 класса

Ф.И.О. председателя комиссии: _____________________________________________________
Ф.И.О. членов комиссии: ______________________________________________________________________________
__________________________________________________________
На защиту явились допущенные к нему ______________ человек.
Не явились __________ человек.
Ф.И.О. не явившихся: _____________________________________________________________
№

ФИО
обучающегося

Тема
проекта

ФИО
руководителя
проекта

Кол-во
первичных
баллов

Уровень
сформированности навыков
проектной
деятельности
(Б / П / В)

1
2
3…
Выводы:
1) Получили «зачѐт» _________ учащихся
Уровень сформированности навыков проектной деятельности:
 на базовом уровне ______ чел.,
 на повышенном уровне _______ чел.,
 на высоком уровне _______ чел.
2) Получили «незачѐт» _______ учащихся
Дата проведения защиты:

«_____»________________ 20__ г.

Дата заполнения протокола:

«_____»________________ 20__ г.

Председатель комиссии:

____________________/________________________

Члены комиссии:

____________________/________________________

(подпись)

(расшифровка)

(подпись)

(расшифровка)

____________________/________________________
(подпись)

(расшифровка)

13

Итоговый
результат
(зачѐт /
незачѐт)

Приложение 7
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»

Критерии оценки содержательной части (оценка руководителя проекта)
Критерии

Кол-во
баллов
1. Способность самостоятельно приобретать знания и решать проблемы:
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно с опорой на
1
помощь руководителя ставить проблему и находить пути ее решения;
продемонстрирована способность приобретать новые знания и/или осваивать
новые способы действий, достигать более глубокого понимания изученного.
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему
2
и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение
логическими операциями, навыками критического мышления, умение
самостоятельно мыслить.
Работа в целом свидетельствует о способности самостоятельно ставить проблему
3
и находить пути ее решения; продемонстрировано свободное владение
логическими операциями, навыками критического мышления, умение
самостоятельно мыслить;
продемонстрирована способность на этой основе приобретать новые знания и/или
осваивать новые способы действий, достигать более глубокого понимания
проблемы.
2. Сформированность предметных знаний и способов действий:
Продемонстрировано понимание содержания выполненной работы. Часть
1
используемых способов работы не соответствует теме и цели проекта, цели могут
быть до конца не достигнуты. Тема проекта раскрыта фрагментарно.
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности.
2
Использованные способы работы соответствуют теме и цели проекта, но являются
недостаточными. Тема проекта раскрыта, автор показал знание темы в рамках
школьной программы.
Продемонстрировано свободное владение предметом проектной деятельности.
3
Способы работы достаточны и использованы уместно и эффективно, цели проекта
достигнуты. Тема проекта раскрыта исчерпывающе, автор продемонстрировал
глубокие знания, выходящие за рамки школьной программы.
3. Сформированность регулятивных УУД:
Продемонстрированы навыки определения темы и планирования работы.
1
Работа доведена до конца и представлена комиссии; некоторые этапы
выполнялись под контролем и при поддержке руководителя. При этом
проявляются отдельные элементы самооценки и самоконтроля учащегося.
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно
2
пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления.
Цель сформулирована, обоснована, планирование деятельности соотносится с
собственным жизненным опытом, задачи реализуются последовательно.
Работа тщательно спланирована и последовательно реализована, своевременно
3
пройдены все необходимые этапы обсуждения и представления. Цель
сформулирована, четко обоснована, дан подробный план ее достижения.
Контроль и коррекция осуществлялись самостоятельно.

14

Приложение 8
к Положению об итоговом индивидуальном проекте
обучающихся МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»

Критерии оценки защиты проекта
(оценка комиссии)

Критерии
4. Сформированность коммуникативных УУД:
Доклад зачитывается, представленный демонстрационный материал не
используется в докладе. Нет четкости ответов на большинство вопросов. Ответы
на поставленные вопросы однословные, неуверенные. Автор не может защищать
свою точку зрения.
Доклад пересказывается, но не объяснена суть работы. Представленный
демонстрационный материал используется в докладе, но отсутствует логика
подачи материала, нет согласованности между презентацией и текстом доклада.
Ответы на большинство вопросов. Автор уверенно отвечает на поставленные
вопросы, но не до конца обосновывает свою точку зрения
Доклад пересказывается, суть работы объяснена. Представленный
демонстрационный материал используется в докладе, информативен, автор
свободно в нем ориентируется. Подача материала логична, презентация и текст
доклада полностью согласованы. Ответы на все вопросы убедительны,
аргументированы. Автор проявляет хорошее владение материалом, уверенно
отвечает на поставленные вопросы, доказательно и развернуто обосновывает свою
точку зрения.

15

Кол-во
баллов
1

2

3


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Пр. график приема пищи.pdf (скачать)
Приказ о Совете по питанию.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».