Отдел образования администрации города Саки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4
ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено и одобрено
на заседании педагогического
совета школы
Протокол № 1 от 27.02.2020 г.
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________ Л.Е. Михнёнок
Приказ от 02.03.2020 г. № 45
ПОЛОЖЕНИЕ
о профильном обучении
в МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
I.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о профильном обучении в МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» (далее – Положение) регламентирует порядок
осуществления
образовательной
деятельности
в
МБОУ
«Сакская
СШ
№
4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» (далее – ОО) по образовательной программе
среднего общего образования (в рамках ФГОС СОО) при дифференциации содержания с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной
программы (профильное обучение).
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными
правовыми актами:
Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015;
Порядком приёма граждан на обучение по образовательным программам начального
общего, основного общего и среднего общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России
от 22.01.2014 № 32 (с изменениями и дополнениями);
Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) среднего
общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (с изменениями и
дополнениями);
приказом Минобразования России от 18.07.2002 № 2783 "Об утверждении Концепции
профильного обучения на старшей ступени общего образования";
СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (далее – СанПиН), утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
(с изменениями и дополнениями);
2
Письмом Минобрнауки РФ от 04.03.2010 № 03-412 "О методических рекомендациях по
вопросам организации профильного обучения";
Порядком организации индивидуального отбора при приеме либо переводе в
государственные и муниципальные образовательные организации, расположенные на территории
Республики Крым, для получения основного общего и среднего общего образования с
углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения, утв.
Постановлением Совета министров Республики Крым от 28.06.2016 г. № 295;
Уставом МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко».
1.3. В Положении использованы следующие определения:
• направленность (профиль) образования – это ориентация образовательной программы на
конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое
содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к
результатам освоения образовательной программы ОО;
• профильное обучение – это организация образовательной деятельности по образовательным
программам среднего общего образования, основанная на дифференциации содержания с учетом
образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное
изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной
программы ОО;
• профильный класс (профильная группа) – это объединение (группа) обучающихся ОО на
основе дифференциации и индивидуализации их образования, позволяющее учитывать их
интересы, склонности и способности в соответствии с жизненными планами, профессиональными
интересами и намерениями в отношении продолжения образования;
• углубленное изучение предмета – это расширение предметных компетенций обучающихся
ОО, дополнительная (сверх базового уровня) их подготовка в рамках учебного предмета, курса,
дисциплины (модуля), которая обеспечивает, в т. ч., возможность продолжений обучения в ОО
определенного профиля.
II.
Содержание профильного обучения
2.1. Содержание профильного обучения в профильных классах ОО обеспечивается за счет
углубленного изучения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей),
дифференциации и индивидуализации обучения, преемственности между основным общим,
среднем общим и профессиональным образованием.
2.2. Профильное обучение в ОО может организовываться по следующим направлениям:
гуманитарному;
социально-экономическому;
естественно-научному;
технологическому;
универсальному.
2.3. Профильными учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) в
соответствующих профилях обучения являются:
• гуманитарный профиль – иностранный язык, история, право;
• социально-экономический профиль – математика, география, экономика;
• естественно-научный профиль – химия, биология, математика;
• технологический профиль – физика, математика, информатика;
• универсальный профиль – может организовываться обучение не более чем по трём предметам на
углубленном уровне изучения в соответствии с запросами обучающихся.
2.4. Основная образовательная программа ОО может включать учебные планы различных
профилей обучения.
2.5. Учебный план профиля обучения и (или) индивидуальный учебный план содержит
11 (12) учебных предметов и предусматривает изучение не менее одного учебного предмета из
каждой предметной области, определенной ФГОС среднего общего образования.
2.6. Учебный план, независимо от профиля обучения, в обязательном порядке содержит
учебные предметы: "Русский язык и литература", "Иностранный язык", "Математика", "История"
(или "Россия в мире"), "Физическая культура", "Основы безопасности жизнедеятельности",
"Астрономия".
3
2.7. Учебный план профиля обучения (кроме универсального) содержит не менее 3 (4)
учебных предметов на углубленном уровне изучения из соответствующей профилю обучения
предметной области и (или) смежной с ней предметной области.
2.8. Учебный план предусматривает изучение обязательных учебных предметов:
общих учебных предметов для включения во все учебные планы;
учебных предметов по выбору из обязательных предметных областей;
дополнительных учебных предметов, курсов по выбору.
2.9. В учебном плане предусматривается выполнение обучающимися индивидуального(ых)
проекта(ов).
2.10. Количество часов, отводимых на изучение профильных учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) в учебном плане ОО не меньше, чем установлено в примерном учебном
плане примерной образовательной программы среднего общего образования.
2.11. Количество учебных занятий за 2 года обучения на одного обучающегося (не более 37
часов в неделю): минимальное – 2170 часов, максимальное – 2590 часов.
III.
Организация профильного обучения
3.1. Профильное обучение реализуется посредством:
изучения отдельных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в рамках одной и
(или) нескольких предметных областей по выбору обучающихся по программам углубленного
изучения;
организации внеурочной деятельности обучающихся;
организации
дополнительного
образования
по
общеразвивающим
и
(или)
предпрофессиональным программам;
организации
и
(или)
проведения
проектной,
исследовательской
(проектноисследовательской и (или) творческой) деятельности обучающихся.
3.2. Формирование профиля обучения осуществляется ОО самостоятельно в соответствии с
запросами обучающихся и (или) их родителей (законных представителей) с учетом примерных
профилей.
3.3. Наполняемость профильного класса – не более 25 человек.
3.4. Администрация ОО не позднее 30 апреля текущего года на основании диагностики
информирует обучающихся 9-х классов ОО и их родителей (законных представителей) о
намерении открыть профильные классы (группы) в следующем учебном году.
3.5. Профильные классы (группы) создаются приказом директора школы на основании
решения педагогического совета с учетом интересов и (или) мнения обучающихся, а также
имеющихся в ОО условий для профильного обучения.
3.6. Индивидуальный отбор в профильные классы ОО (кроме универсального профиля)
допускается в случаях и порядке, которые предусмотрены Порядком организации индивидуального
отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные
организации, расположенные на территории Республики Крым, для получения основного общего и
среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для
профильного обучения, утв. Постановлением Совета министров Республики Крым от 28.06.2016 г.
№ 295.
3.7. Преимущественным правом при поступлении в профильные классы (группы)
пользуются следующие обучающиеся:
получившие основное общее образование в данной ОО;
имеющие по итогам учебного года за 9-й класс средний балл не ниже проходного;
победители олимпиад по соответствующим профильным учебных предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) регионального или федерального уровня;
обладатели похвальных грамот «За особые успехи в изучении отдельных предметов» (по
профильным предметам);
выпускники 9-х классов школы, получивших по итогам государственной итоговой
аттестации положительные отметки (4 и 5 баллов) по профильным учебным предметам.
4
3.8. Зачисление в ОО для обучения в профильных классах на уровне основного общего или
среднего общего образования осуществляется в соответствии с Порядком приема граждан на
обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 22.01.2014 № 32 (с изменениями и
дополнениями) и в соответствии с Правилами приема ОО.
3.9. Комплектование профильных классов завершается не позднее 10 рабочих дней до
начала учебного года. При наличии свободных мест осуществляется дополнительный прием –
до 20 сентября.
3.10. Обучающиеся ОО, решившие изменить профиль обучения и (или) испытывающие
трудности в обучении в профильном классе на основании заявления родителей (законных
представителей) в течение учебного года могут переводиться для продолжения обучения в класс
другого профиля при следующих условиях:
отсутствие академических задолженностей за прошедший период обучения;
сдача зачётов по предметам вновь выбранного профиля, которые изучались на углубленном
уровне (или раннее не изучались), с целью ликвидации пробелов в знаниях.
IV.
Права и обязанности обучающихся профильных классов
4.1. Обучающийся профильного класса имеет право на:
выбор индивидуальной траектории образовательного маршрута при наличии соответствующих
возможностей образовательного учреждения;
участие в профильных олимпиадах, научно-практических конференциях, проектной
деятельности, семинарах в соответствии с действующими положениями;
на получение дополнительных индивидуальных консультаций педагога-психолога по вопросам
профессиональной ориентации;
изменение профиля обучения в течение учебного года при условии отсутствия академических
задолженностей за прошедший период обучения, самостоятельной сдачи зачетов по ликвидации
пробелов в знаниях и письменного заявления родителей (законных представителей).
4.2. Обучающийся профильного класса обязан:
в полном объеме осваивать учебные программы по предметам (курсам, дисциплинам) учебного
плана;
своевременно ликвидировать пробелы в знаниях и задолженности за прошедший период
обучения, возникшие по объективным причинам;
заниматься научно-исследовательской или проектной деятельностью по профильным
предметам;
соблюдать Устав ОО.