ПОЛОЖЕНИЕ об инклюзивном обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»)

РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
(протокол от 31.08.2021 г. № 9)

УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
от 31.08.2021 г. № 170

ПОЛОЖЕНИЕ
об инклюзивном обучении учащихся
с ограниченными возможностями здоровья
в МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
I.

Общие положения

1.1. Настоящее Положение об инклюзивном обучении учащихся с ограниченными
возможностями здоровья в МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
(далее – Положение) разработано в соответствии с нормативными документами:
 Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с действующими изменениями и дополнениями);
 Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
 Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014
№ 1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», от 19.12.2014
№ 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)»;
 распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 09.09.2019 №Р-93
«Об утверждение примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме
образовательной организации»;
 постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи» (далее — санитарные правила CП 2.4. 3648-20);
 приказами Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10.01.2017
№ l0н, от 12.04.2017 г. № 351н;
 приказом Министерства образования, науки и молодѐжи Республики Крым от 21.07.2021 г.
№ 1212 «Об утверждении Порядка организации инклюзивного обучения в Республике
Крым»,
а также Уставом МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
(далее – ОУ)
и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

2
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации инклюзивного обучения
учащихся с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя
Советского Союза Ф.И. Сенченко»
1.3. В Положении используются следующие понятия:
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) — физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтверждѐнные
психолого-медико-педагогической комиссией, и препятствующие получению образования без
создания специальных условий.
Инклюзивное обучение — обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учѐтом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей.
Адаптированная образовательная программа — образовательная программа,
адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при
необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию
указанных лиц
Специальные условия для получения образования обучающимися с ОВЗ — условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование
специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических
средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента
(помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания школы, а также иные
условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ.
1.4. Основная цель инклюзивного обучения – реализация права детей с ОВЗ на получение
общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами (далее – ФГОС), создание условий для коррекции нарушений в их развитии и
социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных
педагогических подходов.
1.5. Задачи инклюзивного образования:
 создание эффективной системы психолого-педагогического и медико-социального
сопровождения обучающихся с ОВЗ в ОУ с целью максимальной коррекции недостатков их
психофизического развития, эмоционально-волевой сферы, активизации познавательной
деятельности, формирования навыков и умений учебной деятельности;
 освоение обучающимися общеобразовательных программ в соответствии с федеральными
государственными образовательными стандартами;
 формирование у всех участников образовательного процесса толерантного отношения к
проблемам детей с ОВЗ.

II.

Организация инклюзивного обучения

2.1. Для получения образования обучающимися с OB3 в условиях инклюзивного
образования в ОУ создаются специальные условия для обучения, воспитания и развития таких
обучающихся, включающие:
 необходимые учебно-методические и наглядно-дидактические пособия, специальные
учебники и технические средства коллективного и индивидуального пользования;
 использование специальных образовательных программ и методов общения и воспитания;
 проведение групповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий
отдельными специалистами (педагог-психолог, социальный педагог и другие) в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (далее —
ПMПК), а также психолого-педагогического консилиума ОУ (далее — ППк);
 обеспечение соответствующими педагогическими кадрами;
 беспрепятственный доступ детей с OB3 в здания и помещения ОУ;
 другие специальные условия, без которых невозможно или затруднено освоение
образовательных программ обучающимися с OB3.

3
2.2. Инклюзивное образование детей в школе может быть организовано:
 посредством совместного обучения детей с ОВЗ и детей, не имеющих таких ограничений, в
одном классе (если это не препятствует успешному освоению образовательных программ всеми
обучающимися);
 посредством открытия отдельного класса для детей с ОВЗ.
2.3. По уровню включения ребенка с ОВЗ в образовательный процесс возможны
следующие модели инклюзии:
 полная инклюзия, когда обучающиеся с ОВЗ (самостоятельно или в сопровождении ассистента,
либо тьютора) посещают школу наряду со сверстниками, не имеющими нарушений развития,
обучаются по адаптированной образовательной программе в соответствии с учебным планом,
могут посещать кружки, клубы, мероприятия, праздники, развлечения. В этом случае
коррекционная помощь детям с ОВЗ оказывается посредством организации индивидуальных и
групповых занятий, а также применения дифференцированного подхода при организации
образовательной деятельности;
 частичная инклюзия – обучающиеся с ОВЗ обучаются по адаптированной образовательной
программе по индивидуальным учебным планам, совмещая совместное обучение по ряду
учебных предметов (по отдельным видам организованной образовательной деятельности) с
индивидуальными занятиями, участвуют в режимных моментах, праздничных мероприятиях,
развлечениях совместно с детьми, не имеющими нарушений в развитии. Они могут посещать
кружки, мероприятия, если это не противоречит рекомендациям психолого-педагогической
комиссии;
 точечная инклюзия – когда ребенок с ОВЗ включается в коллектив сверстников лишь на
праздниках, кратковременно в играх или на прогулке.
2.4. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного
образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или)
психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к
интеграции в среду нормально развивающихся сверстников.
2.5. Необходимыми условиями организации инклюзивного образования в школе являются:
 создание адаптивной среды: создание необходимых условий для получения без дискриминации
качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции
нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на
основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков,
методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению
образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному
развитию этих лиц;
 повышение квалификации педагогических и руководящих работников;
 создание психолого-педагогического консилиума для организации психолого-педагогического
сопровождения ребенка с ОВЗ;
 особые образовательные потребности ребенка, обусловленные выраженностью первичного
дефекта, уровнем развития, индивидуальными интеллектуальными и эмоциональноличностными особенностями, препятствующие получению образования без создания
специальных условий;
 готовность социальной среды (условия семейного воспитания, возможность оказания
соответствующей поддержки со стороны родителей (законных представителей)
инклюзируемого ребенка, педагогических работников, родителей (законных представителей) и
обучающихся, не имеющих нарушений в развитии.
2.6. Прием обучающихся с ОВЗ в ОУ для обучения по адаптированной основной
общеобразовательной программе осуществляется только с согласия их родителей (законних
представителей) и на основании рекомендаций Центральной (Территориальной) ПМПК.
2.7. Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной
общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями)
несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения
учитывается мнение ребенка.

4
2.8. Решение о создании в ОУ классов (групп) инклюзивного образования принимается
Учредителем на основании ходатайства руководителя ОУ.
Ходатайство ОУ должно содержать:
 список обучающихся для зачисления в класс (группу) инклюзивного образования;
 копии заявлений родителей (законных представителей) обучающихся об организации обучения
по адаптированной образовательной программе в условиях инклюзивного образования (в
отдельном классе (группе), либо совместно с другими обучающимися без ограничений в
здоровье);
 копии заключений психолого-медико-педагогической комиссии на каждого ребенка;
 подтверждение наличия в ОУ специальных условий для получения образования обучающимся с
ОВЗ с учетом сложности структуры нарушения и образовательных потребностей каждого
ребенка.

III.

Организация образовательной деятельности при инклюзивном обучении

3.1. Образовательный процесс в классах интегрированного обучения осуществляется в
соответствии с уровнями общеобразовательных программ общего образования.
I уровень – начальное общее образование – (нормативный срок освоения 4 года);
II уровень – основное общее образование – (нормативный срок освоения 5 лет).
3.2. Для работы в классах интегрированного обучения назначаются педагоги, прошедшие
специальную курсовую подготовку.
3.3. Количество обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения составляет не
более 3-х обучающихся при получении образования совместно с другими учащимися.
3.4. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ОВЗ
определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в
соответствии с индивидуальной программой реабилитации и реабилитации инвалида (далее –
ИПРА).
3.5. Адаптированная образовательная программа реализуется с учетом образовательных
потребностей групп и отдельных обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на
основе специально разработанных учебных планов, в том числе индивидуальных, которые
обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
3.6. При реализации общеобразовательных программ могут использоваться различные
образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии,
электронное обучение.
3.7. Адаптированная образовательная программа ОУ реализуется через организацию
урочной и внеурочной деятельности.
3.8. Внеурочная
деятельность
(включая
коррекционно-развивающую
область)
обучающихся с OB3 формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных
потребностей, и составляющих суммарно не более 10 часов в неделю на обучающегося, из
которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционно-развивающей
направленности с учетом возрастных особенностей учащихся и их физиологических
потребностей.
Коррекционно-развивающая область является обязательной частью внеурочной
деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания адаптированной основной
образовательной программы (далее AOOП).
Количество часов, выделяемых на обязательные занятия коррекционной направленности,
определяется в соответствии с учебным планом АООП.
3.9. Педагоги, реализующие программу коррекционной работы в ОУ, должны иметь
соответствующую квалификацию и уровень образования.
3.10. Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции
недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям
этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования.

5
3.11. С учетом психофизиологических особенностей обучающегося с ОВЗ могут
разрабатываться индивидуальные учебные планы, включающие график обучения, учебную
нагрузку, сроки освоения им образовательных программ, а также условия его аттестации.
3.12. Образовательная деятельность организуется в соответствии с расписанием учебных
занятий и занятий внеурочной деятельности (организованной образовательной деятельности),
которое определяется школой в соответствии с установленными требованиями санитарных правил
CП 2.4. 3648-20.
3.13. Режим работы при оказании услуг инклюзивного образования определяется ОО
самостоятельно с соблюдением норм санитарных правил CП 2.4. 3648-20.
3.14. Адаптированные образовательные программы могут реализовываться ОУ как
самостоятельно, так и посредством сетевой формы их реализации.
3.15. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение, динамическое наблюдение
обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования осуществляется психологопедагогическим консилиумом ОУ.
3.16. Рекомендуется обеспечивать участие всех детей с ОВЗ, независимо от степени
выраженности нарушений их развития, в проведении воспитательных, культурноразвлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.
3.17. Обучение детей с ОВЗ осуществляется по учебникам, включенным в утвержденный
федеральный перечень учебников и соответствующим программам обучения.

IV.

Организация аттестации обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья

4.1. Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса, дисциплины образовательной программы, сопровождается текущим
контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся.
4.2. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся определяются ОУ самостоятельно.
4.3. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и
среднего общего образования завершается государственной итоговой аттестацией, которая
является обязательной.
4.4. Государственная итоговая аттестация выпускников ОУ, обучавшихся по
адаптированным основным общеобразовательным программам, проводится в соответствии с
действующим законодательством.
4.5. Государственная итоговая аттестация детей с ОВЗ проводится в обстановке,
исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих
психофизическим особенностям и состоянию здоровья выпускников в соответствии с
федеральным законодательством.
4.6. По окончании обучения в ОУ, обучающийся с ОВЗ получает документ об образовании
или документ об обучении в соответствии с законодательством Российской Федерации.

V.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными
возможностями здоровья, находящегося на инклюзивном обучении

5.1. Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными
возможностями здоровья осуществляется созданной на базе школы службой социальной помощи,
в состав которой входят педагог-психолог, социальный педагог, учитель.
5.2. Психолог оказывает помощь на этапе углубленного обследования детей, обучающихся
в условиях инклюзивного образования, выявляет особенности их интеллектуального развития,
личностных и поведенческих реакций, проводит групповые и индивидуальные занятия,
направленные на нормализацию эмоционально-волевой сферы, формирование продуктивных
способов мыслительной деятельности, а также на исправление возможных нарушений общения и
поведения; оказывает методическую помощь учителям.

6

VI.

Методическая поддержка

6.1. Методическое обеспечение, консультационное сопровождение, общую координацию
деятельности образовательного учреждения в организации инклюзивного образования оказывает
муниципальный орган управления в сфере образования.

цифровой подписью:
Жовтецкая Людмила Подписано
Жовтецкая Людмила Юрьевна
Юрьевна
Дата: 2021.11.03 13:32:50 +03'00'


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Пр. график приема пищи.pdf (скачать)
Приказ о Совете по питанию.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».