МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»)
РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
(протокол от 30.12.2021 г. № 12)
УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
от 30.12.2021 г. № 385
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации образовательного процесса
в МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий
I.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации образовательного процесса в МБОУ «Сакская
СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий» (далее – Положение) разработано в соответствии:
со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с изменениями и дополнениями);
с Приказом Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования»;
с Приказом Минобрнауки РФ от 23.08.2017 № 816 "Об утверждении Порядка применения
организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения,
дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления
детей и молодёжи»;
с постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания» (далее – СанПиН 1.2.3685-21);
с методическими рекомендациями ГКУ РК «Информационно-методический, аналитический
центр»: «Организация образовательного процесса с использованием дистанционных
образовательных технологий на период карантинных мероприятий» (приложение к письму
Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 23.03.2020 г. № 01-14/ 941);
а также Уставом МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
(далее – ОУ)
и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации,
регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Настоящее Положение регулирует порядок организации и ведения образовательного
процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
1.3. Дистанционное обучение — способ организации процесса обучения, основанный на
использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий,
позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между
педагогами и обучающимися.
Электронное обучение (далее – ЭО) - организация образовательной деятельности с
применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных
программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий,
технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих
передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и
педагогических работников.
Дистанционные образовательные технологии (далее – ДОТ) - образовательные
технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных
сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических
работников.
1.4. Образовательная деятельность, организованная с применением ЭО и ДОТ,
предусматривает значительную долю самостоятельных занятий обучающихся; методическое и
дидактическое обеспечение этого процесса со стороны ОУ, а также регулярный систематический
контроль и учёт знаний обучающихся.
1.5. Право на обучение с использованием дистанционных технологий имеют дети с
ограниченными возможностями и дети-инвалиды, обучающиеся, находящиеся на индивидуальном
обучении на дому, обучающиеся, временно находящихся в другом от основного места проживания
городе (участие в спортивных соревнованиях, командировке родителей, длительном лечении).
Обучение с использованием электронного обучения может быть реализовано во время карантина,
по причине временной нетрудоспособности или курсовой подготовки учителя и в случае переноса
занятий в предпраздничные дни для самостоятельного освоения обучающимися учебного плана.
1.6. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций,
введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории
Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ
осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных
технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных
образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без
применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.
1.7. При реализации общеобразовательных программ с применением дистанционных
образовательных технологий и электронного обучения должны соблюдаться Санитарноэпидемиологические требования и правила и Гигиенические требования, в частности:
расписание занятий составляется с учетом дневной и недельной динамики умственной
работоспособности обучающихся и трудности учебных предметов;
обучение заканчивается не позднее 18.00 часов;
продолжительность урока не превышает 40 минут;
общая продолжительность использования электронных средств обучения (ЭСО) на уроке
не должна превышать для учащихся 1-2 классов – 20 минут, 3-4 классов – 25 минут, 5-9 классов –
30 минут, 10-11 классов – 35 минут.
2
II.
Организация образовательного процесса
2.1. Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий оформляется приказом директора ОУ.
2.2. Деятельность ОУ осуществляется в соответствии с утверждённым режимом работы,
деятельность педагогических работников – в соответствии с установленной учебной нагрузкой,
расписанием учебных занятий, иных работников – режимом рабочего времени, графиком
сменности.
2.3. При реализации образовательных программ, в том числе адаптированных,
с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый
обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным
авторизированным доступом к совокупности информационных и электронных образовательных
ресурсов, информационных технологий, соответствующих технологических средств,
обеспечивающих освоение образовательных программ в полном объеме независимо от их мест
нахождения, в которой имеется доступ к сети Интернет, как на территории ОУ, так и за ее
пределами.
2.4. Основными элементами системы ЭО и ДОТ являются:
образовательные онлайн-платформы;
цифровые образовательные ресурсы, размещенные на официальном сайте ОУ
( http://saki-school4.my1.ru/ );
электронный журнал ( https://saki4.eljur.ru/ );
on-line тестирование;
видеоконференции;
Интернет-уроки;
вебинары, skype-общение, облачные сервисы;
e-mail;
электронные носители мультимедийных приложений к учебникам;
электронные пособия, разработанные с учетом требований законодательства РФ об
образовательной деятельности.
1)
2)
3)
4)
5)
6)
2.5. Администрация:
Организовывает информирование обучающихся и их родителей (законных представителей) о
переводе обучения в дистанционную форму на определенный период.
Осуществляет
мониторинг
готовности
технического
обеспечения
учителя
(планшет/ноутбук/компьютер, выход в интернет, установка необходимых приложений для
дистанционной формы обучения), наличия действующих адресов электронной почты,
фактической работы в электронном журнале и дневнике (при использовании данного ресурса).
Проводит методическое совещание с педагогами по вопросам организации обучения в
дистанционной форме.
Обеспечивает методическую поддержу учителям, не имеющим достаточного опыта
использования электронных образовательных ресурсов.
Организовывает еженедельный мониторинг реализации образовательной программы в
дистанционном режиме.
Издает (при необходимости) приказ о преодолении отставания по предметам, в котором
фиксируются меры по ликвидации отставания, и назначаются ответственные.
2.6. Классный руководитель:
1) Формирует и предоставляет учителям-предметникам банк данных об учащихся класса:
наличие компьютера (ноутбука, планшета, телефона) с выходом в интернет;
адрес электронной почты;
логин скайп (либо другого ресурса для видео взаимодействия);
адрес группы класса в социальных сетях.
Выявляет обучающихся, которые не имеют необходимого оснащения для осуществления
обучения в дистанционной форме, информирует об этом администрацию, учителейпредметников.
3
2) Актуализирует данные о родителях (телефон, электронная почта, адрес фактического
проживания ребёнка и родителей) для эффективного осуществления обратной связи.
3) Проводит разъяснительную работу с обучающимися и их родителями (законными
представителями) о необходимости соблюдения санитарно-противоэпидемиологических мер,
об особенностях организации дистанционного обучения, о степени ответственности и
необходимости регулярной учебной работы и текущего контроля успеваемости.
4) Осуществляет контроль взаимодействия всех учащихся класса с учителями-предметниками,
проводит мониторинг ситуации.
5) Организовывает информирование родителей (законных представителей) в случае
несоблюдения сроков изучения материала обучающимися.
1)
2)
7)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10)
11)
12)
2.7. Учитель-предметник:
Корректирует рабочие программы по предметам.
Определяет форму дистанционного взаимодействия с обучающимися:
занятия в режиме онлайн или асинхронный режим обучения, при котором обучающие
работают с ресурсами в свободном режиме.
Выбирает ресурс для организации обучения с применением дистанционных технологий
(Примерный перечень представлен в Приложении 1)
Допускается возможность создания педагогом собственных информационных текстов и тестов
с помощью открытых документов (Google, файлообменники Google Drive, Yandex disk, облако
Mail.ru и т.д.).
При подборе материала исключает перегрузку обучающихся информацией для изучения.
Учитывает, что режим обучения с использованием компьютерной техники должен
соответствовать гигиеническим требованиям к организации работы на ПК (СП 2.4.3648-20).
Организовывает обратную связь с обучающимися.
Постоянно контролирует, понятна ли поставленная задача, обеспечен ли полноценный доступ
к материалам обучения и т.д. Для этого рекомендуется использовать групповые рассылки в
электронном дневнике, мессенджеры (Viber и т.д.), ресурсы социальных сетей, популярных
среди школьников. Информирует о выборе канала для обратной связи обучающихся и их
родителей (законных представителей).
Формирует и соблюдает график обучения.
К моменту начала обучения заблаговременно размещает необходимые материалы на
выбранном ресурсе и доводит информацию об их размещении до учащихся и их родителей
(законных представителей) через электронный дневник.
Проверяет выполненные учащимися задания, комментирует их.
Своевременно, в соответствии с утверждённым расписанием уроков, вносит домашнее
задание и оценки учащихся в электронный журнал.
При отсутствии Интернета на дому у обучающихся:
организовывает работу по изучению материала с использованием учебника,
распечатанных материалов и задачников;
определяет график консультаций, доводит его до сведения администрации, классного
руководителя и обучающегося;
дает четкую инструкцию по работе с носителями информации;
предусматривает варианты доведения до ученика результатов проверки итоговых работ.
Продумывает формат обратной связи с родителями (законными представителями) об
успешности обучения детей в дистанционной форме, доводит его до сведения классного
руководителя и родителей (законных представителей).
2.8. Обучающиеся:
1) При организации образовательного процесса с применением электронного обучения:
самостоятельно выполняют задания, изучают указанные темы с целью прохождения
материала, в том числе с применением дистанционных технологий;
предоставляют выполненные задания в соответствии с требованиями педагогов.
2) При организации образовательного процесса с применением дистанционных образовательных
технологий:
регистрируются на платформе дистанционного обучения (далее – ПДО);
4
заходят каждый день на ПДО в соответствии с расписанием, который отображается в
электронном дневнике;
выполняют задания по указаниям учителя и в срок, который учитель установил;
выполненные задания и другие работы направляют учителю на проверку посредством
ПДО, электронной почты или через другие средства сообщения, которые определил
учитель;
проверяют комментарии и замечания учителя в отношении выполненных работ на
следующий рабочий день после того, как отправил работу на проверку.
2.9. Родители (законные представители) обучающихся:
1) Имеют право:
получать от классного руководителя информацию о сроках обучения с применением
дистанционных технологий через запись в электронных дневниках учащихся или личное
сообщение по домашнему или мобильному телефону, социальные сети и др.
получать информацию о полученных заданиях и итогах учебной деятельности своих детей.
2) Обязаны: систематически контролировать выполнение детьми заданий в режиме
дистанционного обучения.
3) Несут ответственность за жизнь и здоровье ребенка в период обучения с применением
электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
III.
Порядок оказания методической помощи обучающимся
3.1. При организации образовательного процесса с применением электронного обучения и
дистанционных образовательных технологий ОУ оказывает учебно-методическую помощь
обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с
использованием информационных и телекоммуникационных технологий по выбору учителя.
3.2. Расписание индивидуальных и коллективных консультаций составляется учителем и
направляется через платформе дистанционного обучения, электронный дневник или электронную
почту родителя (законного представителя) и обучающегося (при наличии) не позднее, чем за один
день до консультации.
3.3. При возникновении технических сбоев программного обеспечения, сети интернет
учитель вправе выбрать любой другой способ оповещения о консультации (сотовая связь,
мессенджеры).
IV.
Порядок организации текущего контроля при реализации образовательных
программ или их частей с применением дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения
4.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся (далее — текущий контроль)
представляет собой процедуру оценки индивидуального продвижения обучающегося в освоении
образовательной программы учебного предмета.
4.2. Объектом текущего контроля являются предметные планируемые результаты, этапы
освоения которых зафиксированы в тематическом планировании рабочей программы.
4.3. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в течение учебного периода
в целях:
контроля
уровня
достижения
обучающимися
результатов,
предусмотренных
образовательной программой;
оценки соответствия результатов освоения образовательных программ требованиям ФГОС;
проведения обучающимся самооценки, оценки его работы педагогическим работником с
целью возможного совершенствования образовательной деятельности.
4.4. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующим
соответствующую часть образовательной программы.
5
4.5. Текущий контроль при организации освоения образовательных программ или их частей
с применением дистанционных образовательных технологий может организовываться в
следующих формах:
электронный опрос с применением тестов, интерактивных заданий;
устный опрос при проведении урока, занятия в режиме online;
выполнение практического задания (индивидуально или в группах);
выполнение индивидуального или группового творческого задания;
работа над проектом, учебным исследованием;
написание сочинения;
выполнение лабораторной работы с использованием цифровых лабораторий;
участие в групповых дискуссиях, организованных с применением цифровых технологий;
написание реферата, доклада;
выполнение самостоятельной работы по предмету, организованной с использованием
цифровых платформ и т.п.
4.6. Формы, порядок организации текущего контроля предметных достижений
обучающегося определяются педагогическим работником самостоятельно с учетом содержания
образовательной программы.
4.7. Формы организации текущего контроля предметных достижений обучающегося
фиксируются в графике проведения уроков с применением дистанционных образовательных
технологий, электронного обучения.
4.8. Критерии оценки результатов проведения текущего контроля предметных достижений
обучающегося разрабатываются педагогическим работником самостоятельно в соответствии с
выбранной формой проведения занятия.
4.9. Критерии оценки результатов проведения текущего контроля предметных достижений
обучающегося озвучиваются (устно или письменно) педагогическим работником перед
проведением контроля.
4.10. Результаты текущего контроля заносятся педагогическим работником в электронный
журнал успеваемости после проверки работы обучающегося и являются основой для
индивидуализации учебной деятельности, проведения промежуточной аттестации. Отметки
текущего контроля успеваемости должны сопровождаться комментариями педагога о
правильности выполнения заданий в обратной связи с обучающимся, родителем (законным
представителем) обучающегося.
4.11. Не допускается снижение отметки за работу, представленную позже заявленного
педагогом срока.
4.12. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной системе.
4.13. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса осуществляется без
фиксации достижений обучающихся в виде отметок по пятибалльной системе.
4.14. Отметка об отсутствии обучающегося на уроке не ставится, кроме случаев болезни
обучающегося (по сообщению от родителей) и, если его состояние здоровья не позволяет
выполнять учебные задания в указанные сроки (в электронный журнал ставится - Б), по окончании
дистанционного обучения (карантина) обучающийся и его родители (законные представители)
должны подтвердить сроки болезни ребёнка справкой от врача.
4.15. Классные руководители ежедневно, заместитель директора школы по УВР не реже
одного раза в неделю контролируют ход текущего контроля успеваемости обучающихся.
V.
Ведение документации
5.1. Педагогами проводится корректировка календарно-тематического планирования (при
необходимости) и делается отметка в соответствии с требованиями оформления календарнотематического планирования, установленными школой. В случае невозможности изучения
учебных тем обучающимися самостоятельно, учитель-предметник может организовать
прохождение материала (после прекращения обучения с применением дистанционных
технологий) при помощи блочного подхода к преподаванию учебного материала, о чём делается
специальная отметка в календарно-тематическом планировании.
6
5.2. Согласно расписанию занятий во всех видах журналов (классных, элективных,
электронном журнале и др.) заполняются даты, в графе «Что пройдено на уроке» педагогом
делается запись темы учебного занятия в соответствии с изменениями, внесенными в календарнотематическое планирование. В конце каждой темы прописывается в скобках «дистанционно».
5.3. Тема контрольной, практической, лабораторной работы и др., не требующей
проведения непосредственно на учебных занятиях, записывается в классный журнал в
соответствии с изменениями, внесенными в календарно-тематическое планирование.
5.4. Отметка обучающемуся за работу, выполненную во время обучения с применением
дистанционных технологий, выставляется в графу журнала, соответствующую теме учебного
задания.
7
Приложение 1
Примерный перечень бесплатных ресурсов
для организации обучения с применением дистанционных технологий
1. Электронный журнал (https://saki4.eljur.ru/). В журнале реализовано добавление домашних
заданий, использование личной медиатеки учителя, а также создан модуль ОНЛАЙН уроков, в
котором вы сможете провести очное онлайн-занятие с демонстрацией своего экрана и
общением с учениками в режиме чата.
2. Системы для проведения вебинаров и трансляций:
Google HangOuts (https://gsuite.google.ru/intl/ru/products/meet). Для использования этой
платформы убедитесь, что у вас есть зарегистрированный google account, можно одновременно
подключить до 100 человек, есть функция чата, можно отправлять фото участникам.
UberConference (https://www.uberconference.com/). UberConference предлагает простые
функции и может принимать до 10 человек с бесплатным пакетом. Это отличный вариант, если
вы хотите разместить вебинар без видео и только с медиа-материалами, такими как PowerPoint
или Google Slides.
join.me (https://www.join.me/). Данная платформа служит отличным, без излишеств
решением для проведения конференций и вебинаров. Бесплатная версия предоставляет хостинг
для трех участников
Skype. Функции голосовых и видеозвонков группы Skype позволяют одновременно
вмещать до 25 человек на вебинаре. Вы можете показать свой рабочий стол и проводить
трансляцию занятия.
Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики
легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок.
https://support.google.com/youtube/answer/2853700?hl=ru.
3. Системы организации группового обучения:
Класс Google (https://classroom.google.com/). Бесплатный веб-сервис, разработанный Google
для школ, который призван упростить создание, распространение и оценку заданий
безбумажным способом. Основная цель Google Classroom - упростить процесс обмена файлами
между учителями и учениками.
Teacher Dashboard for Microsoft Office 365 (https://www.teacherdashboard365.com/).
Приложение Microsoft Office для Office 365. Инструментальная панель Teacher Dashboard
интегрируется с клиентом Microsoft Office 365 и Sharepoint для создания
многофункционального инструмента управления классом, разработанного для учителей и
преподавателей.
Microsoft Teams (https://teams.microsoft.com/). Современный инструмент для удаленной
коммуникации, работы с информацией и совместной работы, входящий в состав Microsoft
Office 365. Teams предоставляет пользователю универсальный доступ из любой точки
пространства, где есть интернет, с любых стационарных и мобильных устройств. Все
пользователи групп в Teams входят в закрытый контур школы, случайные люди в группах
исключены. Доступен для школ, приобретавших базовый пакет программного обеспечения
Microsoft на 2020 год в рамках продления лицензий Первая Помощь».
Moodle (https://moodle.org/). Moodle - это система управления курсами с открытым
исходным кодом (CMS), также известная как система управления обучением (LMS) или
виртуальная учебная среда (VLE). Он стал очень популярным среди педагогов по всему миру
как инструмент для создания динамических веб-сайтов для своих учеников.
8
4. Системы открытых документов:
Google Drive (https://www.google.com/drive/). Это сервис хранения, редактирования и
синхронизации файлов, разработанный компанией Google. Его функции включают
хранение файлов в Интернете, общий доступ к ним и совместное редактирование.
Яндекс диск (https://disk.yandex.ru/). Отечественный аналог документов от Google с
функцией совместной работы, организован также инструментарий создания форм и
опросов.
5. Образовательные порталы:
Фоксфорд (https://foxford.ru/). Известная онлайн-школа с возможностью осваивать уроки
вместе с преподавателем. На период карантина весь функционал данного ресурса стал
абсолютно бесплатным.
Учи.ру (https://uchi.ru/). Еще одна бесплатная на период карантина отечественная
онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в
интерактивной форме.
Яндекс.Учебник (https://education.yandex.ru/home/). Сервис для учителей 1–5-х классов с
более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку по ФГОС.
Тренажёр Мат-Решка (https://www.mat-reshka.com/). Удобная среда обучения математике
для начальной школы. Мат-Решка предлагает ученику индивидуальную траекторию занятий.
Тренажёр будет полезен как сильным учащимся, так и детям с особыми образовательными
потребностями.
Проект
«01Математика.рф»
(https://www.01math.com/).
Онлайн-учебник
«01МАТЕМАТИКА» предоставил доступ к учебным материалам по математике начиная с 4
класса. Для этого необходимо администрации школы или учителю математики, или родителям
связаться с администратором проекта по почте support@01math.com, который предоставит
доступ к системе и ответит на все интересующие вопросы.
Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/). «Российская электронная школа» –
это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей
страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное
качественное общее образование (Методические рекомендации Минпросвещения по работе с
РЭШ в условиях дистанционного обучения от 17.03.2020).
Образовательные порталы для подготовки к ГИА-9,11 по всем предметам:
(https://oge.sdamgia.ru/, https://ege.sdamgia.ru/) и др.
Образовательный портал ЯКласс (https://www.yaklass.ru/) и др.
9