Отдел образования администрации города Саки
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4
ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Рассмотрено и одобрено
на заседании педагогического
совета школы
УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________ Л.Е. Михнёнок
Приказ от 28.08.2020 г. № 158
Протокол № 7 от 28.08.2020 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о факультативных и элективных предметах, курсах, дисциплинах
в МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
I.
Общие положения
1.1. Настоящее Положение о факультативных и элективных предметах, курсах, дисциплинах
в МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» (далее – Положение)
разработано в соответствии:
— с ч. 3.ст. 77 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с действующими изменениями и дополнениями);
— с письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 04.03.2010 № 03413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»;
— с письмом Минобразования РФ от 13.11.2003 N 14-51-277/13 «Об элективных курсах в
профильном обучении»;
— с письмом ГК НМУ РК «ИМАЦ» от 14.112019 №01-13/165 «Об организации преподавания
факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин».
— с нормативными требованиями САНПиНа 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
1.2. Обучающимся представляются академические права на выбор элективных (избираемых
в обязательном порядке) курсов и факультативных занятий (не являющихся обязательными) из
перечня, предлагаемого МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
(п.5 ч.1 ст. 34 ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации»).
1.3. Факультативные курсы (далее – ФК) – форма образовательного процесса во внеурочное
время, направленная как на расширение, углубление и систематизацию знаний обучающихся по
учебным предметам, так и на подготовку обучающихся к профессиональному самоопределению и
продолжению образования в соответствии с выбранным профилем обучения.
1.4. Элективные курсы (далее – ЭК) – курсы по выбору (обязательные для посещения
обучающимися) составляют компонент образовательного учреждения базисного учебного плана и
являются важной содержательной частью предпрофильной подготовки и профильного обучения,
направлены на самоопределение и удовлетворение индивидуальных образовательных интересов и
потребностей каждого обучающегося, развитие содержания одного или нескольких учебных
предметов.
1.5. Настоящее Положение определяет виды и задачи, порядок выбора, особенности
организации элективных и факультативных курсов по выбору.
2
II.
Виды и задачи курсов по выбору
2.1. Виды элективных курсов на уровне основного общего образования (в рамках
предпрофильной подготовки):
ориентационные – для оказания помощи обучающемуся в его профильном
(профессиональном) и социальном самоопределении; помогают ему увидеть многообразие видов
деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с
реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда
пробные
предметно-ориентированные, которые дают возможность апробировать разное
предметное содержание с целью самоопределения; проверяют готовность и способность
ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне; создают условия для
подготовки к экзаменам по выбору (по наиболее вероятным предметам будущего
профиля);
профессиональные, ориентированные на знакомство с различными типами и видами
профессиональной деятельности, выход на которые имеют различные профили обучения
(могут проводиться на базе различных типов предприятий, организаций и учреждений).
2.2. Виды элективных курсов на уровне среднего общего образования (в рамках профильного
обучения):
предметные – решают задачи углубления, расширения знания учебного предмета,
входящего в базисный учебный план, в том числе:
повышенного уровня, направленные на углубленное изучение предмета (могут иметь как
тематическое, так и временное согласование с профильным учебным предметом);
углубленные, в которых углубленно изучаются отдельные разделы учебного предмета;
репетиционные, задачами которых может являться: ликвидация имеющихся "пробелов в
знаниях" по учебным предметам за предыдущие годы; подготовка к сдаче единого
государственного экзамена (ЕГЭ) по предметам на базовом уровне по отдельным,
наиболее сложным разделам учебных программ;
межпредметные и надпредметные – выполняют функции общекультурного развития и
удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в
учебном плане;
прикладные – обеспечивают знакомство обучающихся с важнейшими способами
применения знаний по предмету на практике, развитие их интереса к современной
профессиональной деятельности (например: социальные практики, волонтёрство).
2.3. Задачи факультативных курсов:
дополнить, углубить знания и умения обучающихся по предмету;
развивать умения обучающихся самостоятельно приобретать, применять знания, наблюдать
и объяснять природные и общественные явления;
развивать творческие способности обучающихся;
подготовить обучающихся к продолжению образования и сознательному выбору
профессии.
2.4. Задачи элективных курсов:
создать
условия
для
формирования
индивидуальной
траектории
развития
профессиональных интересов обучающихся;
выявить готовность и способность обучающегося осваивать выбранный предмет на
профильном уровне;
создать условия для качественной подготовки к государственной (итоговой) аттестации;
формировать у обучающихся умения, навыков и способов деятельности для решения
практически важных задач (учебная практика, проектная технология, исследовательская
деятельность);
поддерживать мотивацию обучающихся, способствуя внутрипрофильной специализации.
подготовка к осознанному и ответственному выбору сферы будущей профессиональной
деятельности;
3
содействие развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего
профессионального образования и профессионального труда;
создание условий для самообразования, формирования у обучающихся умений и навыков
самостоятельной работы и самоконтроля своих достижений.
III.
Организация и порядок проведения
3.1. Продолжительность ЭК может быть произвольной, но не более 68-70 часов: четверть –
8-10 часов, полугодие – 16-18 часов, один учебный год – около 34 часов. В ходе предпрофильной
подготовки ориентационные элективные курсы изучаются в течение учебного года; пробные
элективные курсы, как правило, в течение одной четверти. Элективные курсы профильного
обучения могут иметь продолжительность от одной четверти до двух лет.
3.2. Продолжительность ФК не может быть менее, чем 17 часов.
3.3. Элективные и факультативные курсы реализуют учебную программу, прошедшую
экспертизу методического совета и утверждённую директором школы. Руководители курсов
определяются приказом директора о назначении учебной нагрузки.
3.4. Приоритетными формами обучения на элективных и факультативных курсах являются:
проектная и исследовательская деятельность, практики, игровые технологии, лаборатории,
экскурсии и иные формы, ориентированные на инновационные педагогические технологии.
3.5. Содержание элективных и факультативных курсов не дублирует содержания предметов,
обязательных для изучения.
3.6. Преподавание элективных и факультативных курсов ведётся с учётом нормативных
требований САНПиН 2.4.2.2821-10 (ЭК – в рамках учебного расписания, составленного и
нормативами учебного времени; ФК – не ранее, чем через 45 минут, после окончания последнего
урока).
3.7. Для проведения факультативных курсов комплектуются группы постоянного состава из
одного или параллельных классов, в которые зачисляются обучающиеся на принципах
добровольности. Занятия по факультативам, не связанным с предметами, входящими в учебный
план, могут проводиться с учащимися различных классов. Наполняемость групп определяется в
зависимости от специфики факультативных занятий, но не менее 8 обучающихся в группе.
3.8. Методическое обеспечение элективных и факультативных курсов включает в себя:
программу курса; календарно-тематическое планирование; учебную литературу для обучающихся;
систему творческих и методических наработок учителя и творческих работ школьников и другие
педагогические средства, а также необходимое оборудование.
3.9. В качестве учебной литературы по элективным курсам используются учебные пособия,
научно-популярная литература, справочные издания, интернет ресурсы.
3.10. Руководители элективных и факультативных курсов несут ответственность за жизнь и
здоровье школьников во время проведения занятий и экскурсий в соответствии с приказом об
охране труда и техники безопасности
IV.
Оценивание достижений обучающихся
4.1. Изучение курса для каждого обучающегося завершается зачётной работой, которая
может быть выполнена в форме контрольной, лабораторной, практической, презентационной,
проектной работы или в др. форме демонстрации результатов своей работы.
4.2. Для оценивания достижений обучающихся при проведении факультативных курсов,
элективных курсов в рамках предпрофильной подготовки и элективных курсов на уровне среднего
общего образования, если курсы составляют менее 68 часов в течение двух лет, используется
безотметочная система с записью в журнале по итогам учебного года «зачёт» / «незачёт».
4.3. Курс считается зачтённым, если обучающийся посетил не менее 80% занятий по этому
курсу и (или) по окончании курса предоставил зачётную работу. В случае продолжительного
отсутствия обучающегося по причине болезни предусматривается система самостоятельного
изучения и последующей сдачи пропущенного материала. В данном случае часы за отработанные
темы засчитываются в общее количество посещенных часов.
4
4.4. Для оценивания достижений обучающихся при проведении элективных курсов на
уровне среднего общего образования, если курсы составляют 68 часов за два года обучения,
используется пятибалльная система в соответствии с нормами оценок.
4.5. Руководители факультативных и элективных курсов своевременно ведут записи в
журнале (темы занятий, учёт посещаемости).
V.
Права и обязанности обучающихся
5.1. Обучающийся имеет право самостоятельного выбора факультативных и элективных
курсов в объеме, определенном учебным планом.
5.2. Обучающийся обязан выполнить программы выбранных элективных курсов.
5.3. Объём учебной нагрузки обучающегося в неделю не должен превышать максимально
допустимый (в соответствии с учебным планом).
VI.
Ответственность
6.1. Учитель несёт ответственность за выполнение программы факультативных и элективных
курсов: реализацию обучающего, развивающего и воспитательного компонентов программы.
6.2. Учитель несёт ответственность за ведение документации, своевременность и
правильность отчетов по факультативным и элективным курсам.
6.3. Учитель отвечает за наполняемость группы, обеспечивает посещение ФК и ЭК
обучающимися, которые выбрали соответствующий курс.