МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
(МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»)
РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
(протокол от 01.11.2022 г. № 12)
Жовтецкая
Людмила
Юрьевна
Подписано цифровой
подписью: Жовтецкая
Людмила Юрьевна
Дата: 2023.01.26 11:45:56
+03'00'
УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
от 01.11.2022 г. № 346
ПОЛОЖЕНИЕ
о внутришкольном контроле
в МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
I.
Общие положения
1.1. Настоящее положение «О внутришкольном контроле в МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» (далее – Положение) разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями), Уставом МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
и другими нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность образовательной
организации (далее – школа).
1.2. Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного
контроля (далее – ВШК).
1.3. ВШК – осуществляется субъектами самой школы и является источником информации и
диагностики образовательного процесса, основных результатов деятельности.
1.4. Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива
на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности образовательного
процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам с целью
совершенствования и стимулирования развития их профессионального мастерства.
II.
Цель, задачи, принципы и функции ВШК
2.1. Цель ВШК – получение полной объективной информации о состоянии всех сторон
образовательного процесса в школе и внесение корректировки по мере необходимости.
2.2.
Задачи ВШК:
осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
выявление соответствия существующих и создаваемых условий реализации ФГОС в школе
нормативным требованиям;
проверка уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы;
анализ результатов деятельности педагогических работников в условиях реализации ФГОС;
выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного
процесса и разработка предложений по их устранению;
оказание методической помощи педагогическим работникам, в том числе по формированию у
обучающихся универсальных учебных действий;
информационно-аналитическое
обеспечение
принятия
управленческих
решений,
обоснованное прогнозирование образовательного процесса.
2
2.3. Независимо от направления в процедурах ВШК реализуются принципы:
планомерности; обоснованности; полноты контрольно-оценочной информации; открытости;
результативности; непрерывности.
2.4. Сформулированные цели и задачи внутришкольного контроля позволяют определить
функции ВШК:
информационно-аналитическая – получение информации о состоянии образовательной
деятельности и условиях еѐ организации, ее анализ (интерпретация) для принятия целесообразных
управленческих решений;
контрольно-диагностическая – оценка ситуации в сопоставлении реального положения дел
и нормативов (к которым относятся, например, планируемые результаты освоения основной
образовательной программы, требования к условиям реализации ФГОС);
коррективно-регулятивная – реализация механизмов (на основе полученной информации и
ее оценки) внесения изменений в существующие планы и программы, содержание образования и
используемые педагогические технологии; получение обратной связи;
стимулирующе-развивающая – превращение контроля в инструмент развития
профессионального личностного потенциала педагогических работников и общего развития
обучающихся.
III.
Виды, формы и методы ВШК
3.1. Вид контроля зависит от исполнителя. В практике работы школы используются три
вида контроля:
административный (контроль осуществляет директор школы и (или) заместители
директора, или созданная для этих целей комиссия; в качестве экспертов к участию в контроле
могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты, учителя
высшей категории);
взаимоконтроль (планируется и осуществляется в рамках работы методических
объединений педагогов; содержание взаимоконтроля определяется планами работы методических
объединений);
самоконтроль (планируется и осуществляется педагогами, имеющими высшую
квалификационную категорию по должности; содержание самоконтроля определяется планами
индивидуальной методической работы).
3.2. Формы контроля
Тематический – глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса, одного направления
деятельности в практике работы коллектива, подразделения, группы, одного учителя или
классного руководителя. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического
состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику новых
технологий обучения, форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда. Результаты
тематического контроля оформляются в виде заключения или справки. Педагогический коллектив
знакомится с результатами тематического контроля на заседании педсоветов, совещаниях при
директоре или на заседаниях школьных методических объединений. По результатам
тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование
образовательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития
обучающихся.
Фронтальный или комплексный – всестороннее изучение коллектива, группы или одного
учителя по двум или более направлениям деятельности. По результатам контроля готовится
справка, проводится заседание педагогического совета или совещание при директоре школы.
Персональный контроль предусматривает длительное изучение работы отдельного
педагогического работника в условиях реализации ФГОС и оказание ему при необходимости
методической помощи. В ходе персонального контроля может изучаться:
знание современных достижений психологической и педагогической науки (в том числе в
области системно-деятельностного подхода);
концепций, лежащих в основе ФГОС;
3
уровень профессионального мастерства, обусловливающий эффективность формирования
УУД, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы;
владение формами и методами обучения, инновационными педагогическими и
информационно-коммуникационными технологиями, адекватными требованиям ФГОС;
результаты образовательной и методической деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы.
По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.
Классно-обобщающий контроль (при тематическом и фронтальном контроле)
предусматривает комплексное изучение деятельности конкретного класса (или параллели) и
работы с ним педагогического коллектива. В ходе классно-обобщающего контроля комплексно
изучается:
уровень сформированности у обучающихся класса (параллели) планируемых результатов
освоения основной образовательной программы;
качество преподавания в ходе урока и во внеурочной деятельности;
качество работы классного руководителя с учетом программ воспитания и развития
обучающихся, здоровьесбережения, коррекционной работы в рамках основной
образовательной программы. Также в ходе классно-обобщающего контроля могут
изучаться процесс и результаты адаптации класса к новым условиям получения
образования
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам
проблемно-ориентированного анализа, с учетом итогов четверти (полугодия) или учебного года.
Сроки данного вида контроля определяются в соответствии с объемом изучения ситуации,
адекватным выявленным проблемам. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся
мини-педсоветы, совещания при директоре, классные часы, родительские собрания.
Предметно-обобщающий контроль направлен на проверку в полном объѐме работы одного
учителя или всего методического объединения. Смысл предметно обобщающего контроля состоит
в глубоком и всестороннем анализе всего учебно-методического процесса в деятельности учителя
или МО в целях предупреждения тех или иных недочѐтов в работе, а также изучения и
распространения передового педагогического опыта. Продолжительность предметнообобщающего контроля примерно от 10 до 20 дней.
Обоснованием предметно-обобщающего контроля могут быть:
низкое качество знаний в целом по школе по какому-либо предмету (по анализу
предыдущего года);
апробирование нововведѐнного предмета;
плановое обобщение состояния преподавания какого-либо предмета.
Результаты контроля подводятся на заседании методического совета, на заседании школьного
методического объединения.
3.3. Методы контроля
наблюдение;
анализ и самоанализ;
беседа;
анкетирование
мониторинг;
хронометраж (при изучении режима работы школы, рационального использования времени
урока и внеурочной деятельности, занятости обучающихся и педагогов, причин их перегрузки,
при определении объема домашних заданий и др.);
кейс-метод (изучение документации);
административные (устные и (или) письменные) работы;
использование аналитической и статистической отчетности, сформированной в
Автоматизированной информационной системе «Крымская республиканская образовательная
сеть» (АИС «КРОС») – в подсистеме «Электронный журнал» / «Электронный дневник»
(ЭЖ/ЭД).
4
IV.
Содержание и организация ВШК
4.1. Содержание ВШК:
осуществления государственной политики в области образования;
соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов
школы;
соответствие структуры и содержания основной образовательной программы НОО, ООО и
СОО (и вносимых в нее изменений) требованиям стандарта;
реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение
утвержденных календарных учебных графиков;
результаты освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего
уровня обучения;
соблюдение условий реализации основной образовательной программы НОО, ООО и СОО
(кадровых, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических и
других);
использование методического обеспечения в образовательном процессе;
соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего
контроля их успеваемости;
ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради
обучающихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.);
реализация воспитательных программ и их результативность;
исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов;
организация деятельности по обучению детей с ОВЗ;
своевременность предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот,
предусмотренных законодательством РФ;
адаптация обучающихся 1, 5, 10 классов;
работа творческих групп, методических объединений, библиотеки;
организация питания и медицинского обслуживания школьников;
охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
выполнение требований санитарных правил;
комфортность обучения.
4.2. Направления контроля при изучении документации с использованием ЭЖ/ЭД:
проверка своевременности отражения в журнале занятий;
проверка своевременности выставления отметок;
проверка наполняемости отметок (в течение отчетного периода);
проверка отражения посещаемости занятий;
проверка выполнения учебной программы;
проверка заполнения раздела домашних заданий;
проверка домашних заданий на соответствие возрастным особенностям обучающихся,
требованиям по содержанию и объему;
учет замененных и пропущенных уроков (занятий);
4.3. При осуществлении контроля результатов освоения обучающимися основных
образовательных программ общего образования используется аналитическая и статистическая
отчетность, сформированная в ЭЖ/ЭД:
отчетность по результатам освоения образовательных программ по обучающемуся, по классу;
отчетность на основе результатов выполнения контрольных работ;
отчетность о пропущенных уроках (занятиях) с указанием тем программного материала по
каждому обучающемуся для реализации комплексных, индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий;
отчетность о неудовлетворительных оценках (отметках) с указанием тем программного
материала по каждому обучающемуся для реализации комплексных, индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий;
5
отчетность о полноте и своевременности заполнения электронных журналов/дневников для
администрации образовательного учреждения для осуществления контроля за ведением
электронных журналов успеваемости и дневников обучающихся;
отчетность о выполнении учебных планов.
4.4. Внутришкольный контроль системы оценки качества образования в соответствии с
ФГОС ведется на основе принципов критериального оценивания и компетентностного похода и
включает в себя:
Оценку личностных образовательных результатов:
уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные показатели, требующие
выделения составных элементов показателей в соответствии с описанием в ФГОС);
уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому
предмету;
уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни учащегося, навыков
организации досуга.
Метапредметные образовательные результаты:
уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление, навыки
системного, экологического мышления и т. д.);
уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения и т. д.);
уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе,
монологическая речь и т. д.);
уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК,
навыки грамотного использования Интернета).
4.5. Проверка состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих
этапов:
определение цели проверки;
выбор объектов проверки;
выбор форм и методов контроля;
вывод, вытекающие оценки;
рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса или
устранению недостатков;
определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
4.6. Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или его заместители по
учебно-воспитательной работе, либо по их поручению руководители методических объединений,
другие специалисты.
4.7. В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться
сторонние (компетентные) организации, члены Управляющего совета, отдельные специалисты
(методисты и специалисты муниципального органа управления образованием, учителя высшей
квалификационной категории других школ).
4.8. Сроки проверки, тема проверки, срок представления материалов, план-задание
определяются членами администрации.
4.9. План контроля устанавливает вопросы конкретной проверки и должен обеспечить
достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для
подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного
лица.
4.10. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать
5-10 дней с посещением уроков, занятий и других мероприятий.
4.11. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к вопросу внутришкольного контроля.
4.12. При обнаружении в ходе ВШК нарушений законодательства Российской Федерации в
области образования о них сообщается директору школы.
4.13. Диагностирование и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых
случаях по согласованию с психологической и методической службой.
4.14. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
учителя, если в плане работы школы указаны сроки контроля.
6
4.15. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не
менее чем за один день до посещения уроков
4.16. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе
могут посещать уроки (занятия) педагогов школы без предварительного предупреждения
(экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства
об образовании, а также случаи, когда угрозе подвергается жизнь, здоровье и безопасность детей).
4.17. Проверяемый педагогический работник имеет право:
знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы управления
образованием при несогласии с результатами контроля.
4.18. Педагогический коллектив знакомится с результатами ВШК на заседаниях педсоветов,
совещаниях при директоре, заседаниях школьных методических объединений.
4.19. Директор школы по результатам контроля принимает решения:
об издании соответствующего приказа;
об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
о поощрении работников;
иные решения в пределах своей компетенции.
4.20. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях учащихся, их родителей
(законных представителей), а также в обращениях и запросах других граждан и организаций,
сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.