Положение о внутришкольном контроле

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САКСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 4 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Ф.И. СЕНЧЕНКО»
ГОРОДА САКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

(МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»)
РАССМОТРЕНО
Педагогический совет
МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
(протокол от 01.11.2022 г. № 12)

Жовтецкая
Людмила
Юрьевна

Подписано цифровой
подписью: Жовтецкая
Людмила Юрьевна
Дата: 2023.01.26 11:45:56
+03'00'

УТВЕРЖДЕНО
приказ МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза
Ф.И. Сенченко»
от 01.11.2022 г. № 346

ПОЛОЖЕНИЕ

о внутришкольном контроле
в МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
I.

Общие положения

1.1. Настоящее положение «О внутришкольном контроле в МБОУ «Сакская СШ № 4
им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко» (далее – Положение) разработано в соответствии с
Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
(с изменениями), Уставом МБОУ «Сакская СШ № 4 им. Героя Советского Союза Ф.И. Сенченко»
и другими нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность образовательной
организации (далее – школа).
1.2. Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного
контроля (далее – ВШК).
1.3. ВШК – осуществляется субъектами самой школы и является источником информации и
диагностики образовательного процесса, основных результатов деятельности.
1.4. Основу ВШК составляет взаимодействие администрации и педагогического коллектива
на демократической основе, ориентированное на повышение эффективности образовательного
процесса, на оказание методической помощи педагогическим работникам с целью
совершенствования и стимулирования развития их профессионального мастерства.

II.

Цель, задачи, принципы и функции ВШК

2.1. Цель ВШК – получение полной объективной информации о состоянии всех сторон
образовательного процесса в школе и внесение корректировки по мере необходимости.
2.2.
Задачи ВШК:
 осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
 выявление соответствия существующих и создаваемых условий реализации ФГОС в школе
нормативным требованиям;
 проверка уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной
образовательной программы;
 анализ результатов деятельности педагогических работников в условиях реализации ФГОС;
 выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного
процесса и разработка предложений по их устранению;
 оказание методической помощи педагогическим работникам, в том числе по формированию у
обучающихся универсальных учебных действий;
 информационно-аналитическое
обеспечение
принятия
управленческих
решений,
обоснованное прогнозирование образовательного процесса.

2
2.3. Независимо от направления в процедурах ВШК реализуются принципы:
планомерности; обоснованности; полноты контрольно-оценочной информации; открытости;
результативности; непрерывности.
2.4. Сформулированные цели и задачи внутришкольного контроля позволяют определить
функции ВШК:
 информационно-аналитическая – получение информации о состоянии образовательной
деятельности и условиях еѐ организации, ее анализ (интерпретация) для принятия целесообразных
управленческих решений;
 контрольно-диагностическая – оценка ситуации в сопоставлении реального положения дел
и нормативов (к которым относятся, например, планируемые результаты освоения основной
образовательной программы, требования к условиям реализации ФГОС);
 коррективно-регулятивная – реализация механизмов (на основе полученной информации и
ее оценки) внесения изменений в существующие планы и программы, содержание образования и
используемые педагогические технологии; получение обратной связи;
 стимулирующе-развивающая – превращение контроля в инструмент развития
профессионального личностного потенциала педагогических работников и общего развития
обучающихся.

III.

Виды, формы и методы ВШК

3.1. Вид контроля зависит от исполнителя. В практике работы школы используются три
вида контроля:
 административный (контроль осуществляет директор школы и (или) заместители
директора, или созданная для этих целей комиссия; в качестве экспертов к участию в контроле
могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты, учителя
высшей категории);
 взаимоконтроль (планируется и осуществляется в рамках работы методических
объединений педагогов; содержание взаимоконтроля определяется планами работы методических
объединений);
 самоконтроль (планируется и осуществляется педагогами, имеющими высшую
квалификационную категорию по должности; содержание самоконтроля определяется планами
индивидуальной методической работы).
3.2. Формы контроля
 Тематический – глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса, одного направления
деятельности в практике работы коллектива, подразделения, группы, одного учителя или
классного руководителя. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического
состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику новых
технологий обучения, форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда. Результаты
тематического контроля оформляются в виде заключения или справки. Педагогический коллектив
знакомится с результатами тематического контроля на заседании педсоветов, совещаниях при
директоре или на заседаниях школьных методических объединений. По результатам
тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование
образовательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития
обучающихся.
 Фронтальный или комплексный – всестороннее изучение коллектива, группы или одного
учителя по двум или более направлениям деятельности. По результатам контроля готовится
справка, проводится заседание педагогического совета или совещание при директоре школы.
 Персональный контроль предусматривает длительное изучение работы отдельного
педагогического работника в условиях реализации ФГОС и оказание ему при необходимости
методической помощи. В ходе персонального контроля может изучаться:
 знание современных достижений психологической и педагогической науки (в том числе в
области системно-деятельностного подхода);
 концепций, лежащих в основе ФГОС;

3
 уровень профессионального мастерства, обусловливающий эффективность формирования
УУД, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной
программы;
 владение формами и методами обучения, инновационными педагогическими и
информационно-коммуникационными технологиями, адекватными требованиям ФГОС;
 результаты образовательной и методической деятельности в рамках реализации основной
образовательной программы.
По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.
 Классно-обобщающий контроль (при тематическом и фронтальном контроле)
предусматривает комплексное изучение деятельности конкретного класса (или параллели) и
работы с ним педагогического коллектива. В ходе классно-обобщающего контроля комплексно
изучается:
 уровень сформированности у обучающихся класса (параллели) планируемых результатов
освоения основной образовательной программы;
 качество преподавания в ходе урока и во внеурочной деятельности;
 качество работы классного руководителя с учетом программ воспитания и развития
обучающихся, здоровьесбережения, коррекционной работы в рамках основной
образовательной программы. Также в ходе классно-обобщающего контроля могут
изучаться процесс и результаты адаптации класса к новым условиям получения
образования
Классы для проведения классно-обобщающего контроля определяются по результатам
проблемно-ориентированного анализа, с учетом итогов четверти (полугодия) или учебного года.
Сроки данного вида контроля определяются в соответствии с объемом изучения ситуации,
адекватным выявленным проблемам. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся
мини-педсоветы, совещания при директоре, классные часы, родительские собрания.
 Предметно-обобщающий контроль направлен на проверку в полном объѐме работы одного
учителя или всего методического объединения. Смысл предметно обобщающего контроля состоит
в глубоком и всестороннем анализе всего учебно-методического процесса в деятельности учителя
или МО в целях предупреждения тех или иных недочѐтов в работе, а также изучения и
распространения передового педагогического опыта. Продолжительность предметнообобщающего контроля примерно от 10 до 20 дней.
Обоснованием предметно-обобщающего контроля могут быть:
 низкое качество знаний в целом по школе по какому-либо предмету (по анализу
предыдущего года);
 апробирование нововведѐнного предмета;
 плановое обобщение состояния преподавания какого-либо предмета.
Результаты контроля подводятся на заседании методического совета, на заседании школьного
методического объединения.
3.3. Методы контроля
 наблюдение;
 анализ и самоанализ;
 беседа;
 анкетирование
 мониторинг;
 хронометраж (при изучении режима работы школы, рационального использования времени
урока и внеурочной деятельности, занятости обучающихся и педагогов, причин их перегрузки,
при определении объема домашних заданий и др.);
 кейс-метод (изучение документации);
 административные (устные и (или) письменные) работы;
 использование аналитической и статистической отчетности, сформированной в
Автоматизированной информационной системе «Крымская республиканская образовательная
сеть» (АИС «КРОС») – в подсистеме «Электронный журнал» / «Электронный дневник»
(ЭЖ/ЭД).

4

IV.

Содержание и организация ВШК

4.1. Содержание ВШК:
 осуществления государственной политики в области образования;
 соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов
школы;
 соответствие структуры и содержания основной образовательной программы НОО, ООО и
СОО (и вносимых в нее изменений) требованиям стандарта;
 реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение
утвержденных календарных учебных графиков;
 результаты освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего
уровня обучения;
 соблюдение условий реализации основной образовательной программы НОО, ООО и СОО
(кадровых, материально-технических, психолого-педагогических, информационно-методических и
других);
 использование методического обеспечения в образовательном процессе;
 соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего
контроля их успеваемости;
 ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради
обучающихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.);
 реализация воспитательных программ и их результативность;
 исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов;
 организация деятельности по обучению детей с ОВЗ;
 своевременность предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот,
предусмотренных законодательством РФ;
 адаптация обучающихся 1, 5, 10 классов;
 работа творческих групп, методических объединений, библиотеки;
 организация питания и медицинского обслуживания школьников;
 охрана труда и здоровья участников образовательного процесса;
 выполнение требований санитарных правил;
 комфортность обучения.
4.2. Направления контроля при изучении документации с использованием ЭЖ/ЭД:
 проверка своевременности отражения в журнале занятий;
 проверка своевременности выставления отметок;
 проверка наполняемости отметок (в течение отчетного периода);
 проверка отражения посещаемости занятий;
 проверка выполнения учебной программы;
 проверка заполнения раздела домашних заданий;
 проверка домашних заданий на соответствие возрастным особенностям обучающихся,
требованиям по содержанию и объему;
 учет замененных и пропущенных уроков (занятий);
4.3. При осуществлении контроля результатов освоения обучающимися основных
образовательных программ общего образования используется аналитическая и статистическая
отчетность, сформированная в ЭЖ/ЭД:
 отчетность по результатам освоения образовательных программ по обучающемуся, по классу;
 отчетность на основе результатов выполнения контрольных работ;
 отчетность о пропущенных уроках (занятиях) с указанием тем программного материала по
каждому обучающемуся для реализации комплексных, индивидуально ориентированных
коррекционных мероприятий;
 отчетность о неудовлетворительных оценках (отметках) с указанием тем программного
материала по каждому обучающемуся для реализации комплексных, индивидуально
ориентированных коррекционных мероприятий;

5


отчетность о полноте и своевременности заполнения электронных журналов/дневников для
администрации образовательного учреждения для осуществления контроля за ведением
электронных журналов успеваемости и дневников обучающихся;
 отчетность о выполнении учебных планов.
4.4. Внутришкольный контроль системы оценки качества образования в соответствии с
ФГОС ведется на основе принципов критериального оценивания и компетентностного похода и
включает в себя:
 Оценку личностных образовательных результатов:
 уровень социализированности и уровень воспитанности (сложные показатели, требующие
выделения составных элементов показателей в соответствии с описанием в ФГОС);
 уровень учебно-познавательной мотивации каждого ученика по отношению к каждому
предмету;
 уровень сформированности ценностей семьи, здорового образа жизни учащегося, навыков
организации досуга.
 Метапредметные образовательные результаты:
 уровень реализации регулятивных УУД (организация и самоуправление, навыки
системного, экологического мышления и т. д.);
 уровень реализации познавательных УУД (мыслительные ОУУ, логические умения и т. д.);
 уровень реализации коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе,
монологическая речь и т. д.);
 уровень развития ИКТ-компетентности (преобразование информации, владение ПК,
навыки грамотного использования Интернета).
4.5. Проверка состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих
этапов:
 определение цели проверки;
 выбор объектов проверки;
 выбор форм и методов контроля;
 вывод, вытекающие оценки;
 рекомендации или предложения по совершенствованию образовательного процесса или
устранению недостатков;
 определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль.
4.6. Внутришкольный контроль осуществляет директор школы или его заместители по
учебно-воспитательной работе, либо по их поручению руководители методических объединений,
другие специалисты.
4.7. В качестве экспертов к участию во внутришкольном контроле могут привлекаться
сторонние (компетентные) организации, члены Управляющего совета, отдельные специалисты
(методисты и специалисты муниципального органа управления образованием, учителя высшей
квалификационной категории других школ).
4.8. Сроки проверки, тема проверки, срок представления материалов, план-задание
определяются членами администрации.
4.9. План контроля устанавливает вопросы конкретной проверки и должен обеспечить
достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для
подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного
лица.
4.10. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать
5-10 дней с посещением уроков, занятий и других мероприятий.
4.11. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать
документацию, относящуюся к вопросу внутришкольного контроля.
4.12. При обнаружении в ходе ВШК нарушений законодательства Российской Федерации в
области образования о них сообщается директору школы.
4.13. Диагностирование и анкетирование обучающихся проводятся только в необходимых
случаях по согласованию с психологической и методической службой.
4.14. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения
учителя, если в плане работы школы указаны сроки контроля.

6
4.15. При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не
менее чем за один день до посещения уроков
4.16. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе
могут посещать уроки (занятия) педагогов школы без предварительного предупреждения
(экстренным случаем считается письменная жалоба на нарушения прав ребенка, законодательства
об образовании, а также случаи, когда угрозе подвергается жизнь, здоровье и безопасность детей).
4.17. Проверяемый педагогический работник имеет право:
 знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
 знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
 своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
 обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы управления
образованием при несогласии с результатами контроля.
4.18. Педагогический коллектив знакомится с результатами ВШК на заседаниях педсоветов,
совещаниях при директоре, заседаниях школьных методических объединений.
4.19. Директор школы по результатам контроля принимает решения:
 об издании соответствующего приказа;
 об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом;
 о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов;
 о привлечении к дисциплинарной ответственности работников;
 о поощрении работников;
 иные решения в пределах своей компетенции.
4.20. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях учащихся, их родителей
(законных представителей), а также в обращениях и запросах других граждан и организаций,
сообщается им в установленном порядке и в установленные сроки.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.
Пр. график приема пищи.pdf (скачать)
Приказ о Совете по питанию.docx (скачать)

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».